Нуци, Аллегретто: биография
-
Аллегретто Нуци. Св. Иоанн Богослов, ок. 1336, церковь Санта Мария Маддалена, Фабриано. Первое известное произведение художника
-
Аллегретто Нуци. Путешествие св. Урсулы и папы св. Кириака. Деталь фрески, 1365, капелла св. Урсулы, Сан Доменико, Фабриано
-
Вавилонская блудница. Деталь фрески из Зала Капитула церкви Сан Доменико, Фабриано. 1360-е гг
-
Аллегретто Нуци. Св. Августин со св. Николаем Толентинским и св. Стефаном. Городская пинакотека Бруно Молайоли, Фабриано
-
Аллегретто Нуци. Святые и ангелы. Створка полиптиха из Саутхэмптона. ок. 1350, Музей изящных искусств, Хьюстон
-
Аллегретто Нуци. Святые и ангелы. Створка полиптиха из Саутхэмптона. ок. 1350, Музей изящных искусств, Хьюстон
Крупнейшим произведением Аллегретто 1360-х годов являются росписи капеллы св. Урсулы в храме Санта Лючия Новелла (ныне переименован в храм Сан Доменико, Фабриано), выполненные им по заказу семейства де Санти. Во фресках он изобразил разные эпизоды из жизни святой, а для алтаря написал триптих «Мадонна с младенцем, Михаилом — архангелом и св. Урсулой» (имеет дату — 1365 год, ныне в Пинакотеке Ватикана). Кроме того художник расписал фресками зал капитула этой церкви. В следующем году (1366) Аллегретто написал большой алтарь для церкви Сан Франческо в Апиро под Мачератой (имеет подпись художника; ныне хранится в муниципальном дворце Апиро), а также «Богоматерь Смирение» для ц. Сант Антонио недалеко от Монтекассино. В 1369 году по заказу некоего Фра Джованни (возможно, того же, который в 1354 году заказывал алтарь, ныне хранящийся в Вашингтоне) он написал триптих «Мадонна с младенцем и святыми» для храма Сант Антонио в Монтекассино (ныне в соборе г. Мачерата). Последняя работа Аллегретто, имеющая дату — «Богоматерь с младенцем» (1372, Национальная галерея Марке в Урбино).
23 сентября 1373 года Аллегретто Нуци составил завещание, а 20 ноября 1373 года документы сообщают о нём как об умершем, то есть смерть настигла художника между двумя этими датами.
Аллегретто обрёл заслуженную славу как основатель живописной школы в Фабриано. Несмотря на его известность и статус местной знаменитости в 1493 году алтарь его кисти в церкви Сан Франческо в Фабриано был заменён произведением Карло Кривелли. Однако слава художника от этого не увяла, и в XVI веке поэт Сильвио Джильо (ум. 1584г) написал сонет, в котором восхваляет Аллегретто, именуя его отцом художественной школы Фабриано и учителем Джентиле да Фабриано — знаменитого мастера итальянской готики. Затем в течение нескольких веков его имя было забыто, пока Амико Риччи в 1834 году не опубликовал обширную работу, посвящённую искусству провинции Марке. Он же на основании сонета Джильо ввёл в культурный обиход утверждение, что Аллегретто является учителем Джентиле да Фабриано (эта точка зрения в большой мере была опровергнута Гаэтано Миланези в комментариях к «Жизнеописаниям» Вазари, переизданным в 1878 году). Вопрос об учительстве Аллегретто остаётся открытым.
Аллегретто Нуци приписывают довольно большое количество произведений из разных собраний и коллекций. Среди них есть разрозненные панели от алтарных полиптихов, небольшие диптихи и триптихи-складни для домашних алтарей. Эрлинг Скауг (1994) на основании исследования узоров золотого тиснения на произведениях Нуци составил хронологию его творчества, разместив работы в хронологической последовательности. Миклош Босковиц (1973) считает, что художник творил не только в Фабриано, его окрестностях, Сиене и Флоренции, но и в Перудже.
-
Аллегретто Нуци и Франческуччо Гисси. Св Екатерина и св. Варфоломей. Деталь разобранного алтаря. ок. 1350, Национальная галерея, Лондон.
-
Триптих "Мадонна с младенцем и святыми, Распятие и Рождество" 1350-60гг, Детройт, Институт искусств.
-
Аллегретто Нуци. Богоматерь Смирение. 1366г, Сан Северино, Марке, Гор. пинакотека.
-
Домашний диптих "Мадонна с младенцем" и "Муж печалей". ок. 1366г, Музей искусства, Филадельфия
-
Мадонна с младенцем и ангелами. ок. 1360-70гг, Авиньон, Музей Пти Пале.
-
Воскрешение Друзианы. Деталь разобранного алтаря. ок. 1370г, Музей искусства, Портленд.