Макс Нордау (настоящее имя — Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд (Simon Maximilian Sdfeld); 29 июля 1849, Пешт — 23 января 1923, Париж) — врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации.
Биография
Симон Максимилиан Сюдфельд родился в 1849 году в Пеште (Венгрия). Его отец, Габриэль бэн Ассэр Сюдфельд, был раввином. После традиционного еврейского воспитания он с 18-го года жизни стал строгим натуралистом и эволюционистом. В 1874 он изменил свою фамилию на Нордау (Nordau). В 1875 году Нордау закончил учёбу. Макс Нордау становится врачом, в 1880 году переезжает в Париж. Параллельно Нордау делает карьеру журналиста, став в результате корреспондентом ведущих европейских газет.
Всемирную известность Нордау принесли его труды по политическим и экономическим прогнозам развития общества на следующие 100 лет. Пожалуй, самым известным его произведением является «Вырождение», в котором он предпринял оригинальную попытку интерпретации «заката Европы». Он критиковал с моральных позиций «дегенеративное искусство», порожденное урбанистикой современной цивилизации. Разделял идеи Чезаре Ломброзо. Умер в 1923 году в Париже, останки в 1926 году были перевезены в Тель-Авив.
Участие в еврейском движении
Нордау был полностью ассимилированным европейским евреем. Он женился на протестантке и, несмотря на венгерские корни, осознал себя частью немецкой культуры. В автобиографии он писал: «Когда мне исполнилось пятнадцать, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы… Иудаизм остался только в памяти, и с тех пор я считал себя немцем и только немцем».
Обращение Нордау к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса. После знакомства с Теодором Герцлем в 1895 году Нордау стал пламенным сторонником идеи сионизма и стал участвовать в сионистском движении. Он стал одним из ранних лидеров еврейского национального движения. В первых десяти всемирных сионистских конгрессах он принимал активное участие. Нордау неоднократно избирался вице-президентом, а затем и президентом нескольких сионистских конгрессов.
В 1898 году на сионистском конгрессе Нордау предложил термин «Мускулистый иудаизм» с целью преодолеть стереотип в отношении евреев. В «Еврейском журнале гимнастики» появилась соответствующая статья.
Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве. |
Труды
- De la castration de la femme, 1882.
- Der Krieg der Millionen, 1882.
- Die conventionellen Lgen der Kulturmenschheit, 1883.
- Paradoxe, 1885.
- Franzsische Staatsmnner
- Die Krankheit des Jahrhunderts, 1888.
- Entartung, 1892.
- Granden der spanischen Kunst
- Seelenanalysen, 1892.
- Gefhlskomdie
- Das Recht zu lieben, 1894.
- Entartung und Genie, 1894
- Drohnenschlacht, 1898.
- Doctor Kohn, 1899.
- Morganatisch, 1904.
- Der Sinn der Geschichte, 1909.
- Biologie der Ethik, 1921.
- Rahab, 1922.
Литература
- Max Nordau: Was bedeutet das Turnen fr uns Juden? Artikel in der Jdischen Turnzeitung, Juli 1902
- Avi Mathis-Masury: Gefangen zwischen Hora und Tora. Krperlichkeit bei orthodoxen Juden in Israel. — Tbingen, 2004. online
- Michael Stanislawski: Zionism and the Fin de sicle: Cosmopolitanism and Nationalism from Nordau to Jabotinsky, UC Press 2001
- Одесская М. Ибсен, Стринберг, Чехов в свете концепции вырождения Макса Нордау // Ибсен, Стринберг, Чехов: Сб. статей. — М.: РГГУ, 2007. — С. 211—226.
Ссылки
- Нордау Макс — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Макс Нордау Вырождение
- Sddeutsche Zeitung, 7. Mai 2002: Hooligans und Muskeljuden. // Turnhemd unterm Davidstern: Eine Mnchner Tagung ber Juden und Sport (нем.)
- Институт Иудаики. Мрачные прогнозы Макса Нордау. Ирина Бондарева