Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нольде, Борис Александрович

Нольде, Борис Александрович

Исследователь

27 июня 1885 - 24 мая 1936

капитан 2-го ранга , полярный исследователь , офицер императорской яхты «Полярная Звезда» , командир крейсера «Аскольд»


Барон Борис Александрович Нольде (27 июня 1885, усадьба Миндово Кинешемского уезда Костромской губернии — 24 мая 1936, Брюссель) — капитан 2-го ранга (1917), полярный исследователь (открыл губу Нольде), офицер императорской яхты «Полярная Звезда» (1912—1914), командир крейсера «Аскольд» (1919).

Молодые годы

Отец — Александр Нольде (ум. 1919), детский писатель и переводчик.

Миндово — имение крупного вичугского фабриканта Петра Галактионовича Миндовского. Летом 1885 года в имении жила семья барона А. Нольде (предполагалось, что писатель будет заниматься с 7-летним сыном фабриканта Леонидом, но, по воспоминаниям Л. П. Миндовского, из этого «ничего не вышло» — причиной этому могло быть как раз рождение сына писателя). Старший брат Бориса — барон Александр Александрович Нольде (1881 — после 1930) — стал крупнейшим специалистом льняной промышленности, до революции возглавлял Костромской комитет торговли и мануфактур, а после революции — «Льнотрест»; внёс огромный вклад в организацию и объединение льняной промышленности; арестован в 1930 году.

Окончил московскую гимназию.

В 1902—1905 учился в Морском кадетском корпусе. 21 февраля (6 марта) 1905 гардемарин барон Нольде окончил Морской корпус, произведён в чин мичмана.

Полярный исследователь

С 1909 по 12 марта 1912 участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (с целью изучения Северного морского пути с востока на запад) в качестве офицера (в звании лейтенанта) ледокола «Вайгач»:

  • июль 1910 года — «Таймыр» и «Вайгач» (суда Гидрографической экспедиции) прибыли южным маршрутом во Владивосток;
  • 17 августа 1910 — первый (неудачный) выход из Владивостока судов «Таймыр» и «Вайгач» на север.
  • 20 октября 1910 — возвращение гидрографических судов «Таймыр» и «Вайгач» во Владивосток.
  • 22 июля 1911 — второй выход из Владивостока гидрографических судов «Таймыр» и «Вайгач» в Северный Ледовитый океан. Суда дошли до устья реки Колымы, выполнив все работы по описи побережья. Во время этого похода Нольде открыл и исследовал в Восточно-Сибирском море бухту (в которую впадают реки Выйваам и Кэвеем), названную его именем (губа Нольде).
  • 15 октября 1911 — «Таймыр» и «Вайгач» вернулись во Владивосток.
  • 12 марта 1912 — барон Нольде отозван в Петербург.

Во время нахождения лейтенанта Нольде во Владивостоке начальником штаба Приморского военного округа был генерал С. С. Саввич. Здесь и познакомился Нольде с дочерью генерала Тамарой, которая в дальнейшем стала его женой. Прерывание участия в экспедиции и отзыв в Петербург могло быть следствием их отношений.

На императорской яхте

  • Апрель 1912 — август 1914 — в составе Гвардейского экипажа служит на Императорской яхте «Полярная Звезда».
  • 15 июня — 1 сентября 1912 — участие в плавании по маршруту Кронштадт — Балтийский порт — Питконас — рейд Штандарт — Ревель — остров Борнхольм — Копенгаген.

Во время службы на «Полярной Звезде» барон Нольде близко познакомился с царской семьей и её ближайшим окружением. Наиболее тёплые отношения сложились с Фрейлиной Императрицы Марии Фёдоровны Зинаидой Георгиевной фон Менгден и Великой Княгиней Ольгой Александровной, о чём свидетельствует сохранившаяся переписка. Семь писем (датированы 7 декабря 1927 — 13 января 1929) Великой Княгини Ольги Александровны к барону Нольде рассказывают о её семье и жизни в эмиграции, увлечении собиранием марок, о рисовании, как основном источнике дохода семьи, о смерти Императрицы Марии Фёдоровны. Письма Ольги Александровны дополняет телеграмма Императрицы Марии Фёдоровны: «Барону Нольде. Очень благодарю Вас за любезное письмо мне. Всегда с удовольствием вспоминаю хорошие старые времена на „Полярной Звезде“. Мария».

Первая мировая война

  • 23 июля 1914 — по решению императора Николая II Гвардейский экипаж отправился на сухопутный фронт в составе Гвардейского корпуса. К концу августа были сформированы 1-й и 2-й Отдельные батальоны Гвардейского экипажа.
  • Август 1914 — лейтенант Нольде назначен начальником пулемётной роты 2-го батальона Гвардейского корпуса. 2-й гвардейский батальон отправился в Ковно для организации речной флотилии на Немане.
  • 21 декабря 1914 — после начала холодов и окончания судоходства оба батальона соединились в Вышегроде. Действуя в составе Вышегродского отряда, гвардейские моряки заняли остров Януш-Кемпа, получив возможность просматривать немецкие позиции на правом берегу Вислы.
  • 1915 год — дальнейшее участие в боевых действиях на Западном фронте в составе 2-го батальона Гвардейского экипажа.
  • 6 декабря 1915 — барон Нольде получил звание старшего лейтенанта («за отличие»).
  • Январь 1916 года — назначен старшим штурманским офицером крейсера «Варяг», совершил переход из Владивостока через Суэцкий канал в Александровск-на-Мурмане.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ