Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нисбет, Роберт Александр

Нисбет, Роберт Александр

Исследователь

День рождения 30 сентября 1913

американский социолог неоконсервативной ориентации, профессор Колумбийского университета


Роберт Александр Нисбет (англ. Robert Alexander Nisbet; 30 сентября 1913, Лос-Анджелес, США — 9 сентября 1996, Вашингтон, округ Колумбия, США) — американский социолог неоконсервативной ориентации, профессор Колумбийского университета.

Биография

Выпускник Калифорнийского университета (1932—1936), доктор философии (с 1939 года), Нисбет занял в 1939 году преподавательскую должность на факультете социальных институтов Калифорнийского университета, позже не без его помощи превратившемся в факультет социологии. В 1943—1945 годах служил в армии, продолжая принимать участие в жизни своего факультета путём активной переписки. Сразу же по завершении Второй мировой войны он возвращается в университет. С 1953 года Нисбет — профессор, декан в Калифорнийского университета (Риверсайд). В том же году вышла первая крупная (и самая широко известная) работа Нисбета «В поисках общины». Одновременно с работой в Риверсайде Роберт Нисбет читал лекции в Колумбийском университете, где активно сотрудничал с Робертом Мертоном. В 1961 году Нисбет и Мертон издали совместную работу — «Современные социальные проблемы» («Contemporary social problems»). В 1974 году Нисбет получил почётную профессорскую должность имени Альберта Швейцера в Колумбийском университете, где занимался преподавательской деятельностью, как на социологическом факультете, так и на историческом. В период с 1978 по 1986 годы учёный жил в Вашингтоне и работал в Американском институте предпринимательства. Затем он окончательно ушёл в отставку, чтобы посвятить себя писательской деятельности.

Идеи

Творчество Нисбета связано с исследованием девелопментализма (идей развития) в социальной мысли и анализом порядка и дезорганизации в социальной сфере (или общины и конфликта) . Основная идея Нисбета заключалась в том, что революционное социальное изменение ведет к разрушению общины и общинных ценностей, в результате чего авторитет теряет значительную часть социальной поддержки. Также в своих работах Нисбет исследует широкий круг социальных, экономических и политических проблем, однако, в центре его исследовательского интереса всегда оказываются посреднические («intermediate») социальные структуры — группы, ассоциации и институты, являющиеся буфером между индивидом и государством.

Научная деятельность

Нисбет работал над теориями слоциального изменения и его анализ социального изменения был представлен в книгах «Традиция и восстание» (Nisbet R. A., 1968), «Социальное изменение и история» (1969) и «История идеи прогресса» (1980). Исследование распада общинных отношений находилось в центре внимания при написании им таких работ, как «В поиске общины» (1953), «Социальный союз» (1970), «Социальные философы» (1974) и «Предубеждения» (1982). Нисбет был также редактором ряда публикаций, имевших важное значение для развития теоретической и прикладной социологии — «Эмиль Дюркгейм» (1965), «Современные социальные проблемы» (Merton R. K., Nisbet R. A., eds., 1961) и «История социологического анализа» (Bottomore T. B., Nisbet R. A., eds., 1980). Нисбет внес также определенный вклад в изучение идей Э. Дюркгейма («Социология Эмиля Дюркгейма», 1974). Наиболее влиятельным трудом Нисбета по истории социологии является «Социологическая традиция» (1967), в котором он утверждает, что социальная теория испытала глубокое влияние Французской революции и промышленной революции, доказывая, что три системы мысли (либерализм, радикализм и консерватизм) представляли собой реакцию на социальные изменения, последовавшие за этими революциями. С точки зрения её концептуальных категорий (таких как статус, сакральное и община) социология связана прежде всего с наследием консерватизма: в работе «Консерватизм» (1986) Нисбет исследует основные идеи политического консерватизма и наблюдаемый в настоящее время кризис консервативной мысли. Нисбет уделяет огромное значение в своем творчестве идее прогресса. Тема прогресса обширно представлена в его крупных социологических работах «Sociological Tradition» («Социологическая традиция», 1966), «Twilight of Authority» («Сумерки авторитета», 1975), «The Present Age: Progress and Anarchy in Modern America» (1988) и др. Интерес Нисбета к идее прогресса, по его собственным словам, сформировался у него ещё в студенческие годы под влиянием его университетского преподавателя Ф. Дж. Теггарта. Теггарт, автор монографии «Theory of History» («Теория истории»), считал, что «история плюралистична», и Нисбету такой взгляд на историю был крайне близок. В работе «В поисках общины» мы находим рассуждение о том, что историю нельзя считать ни прогрессом, ни упадком — любой односторонний взгляд на неё будет неправильным, так как история является и тем, и другим одновременно. В настоящее время слово «социальное» потеряло своё значение и стало обозначать исключительно «политическое», поэтому американский социолог призывает вернуть ему первоначальный смысл и анализировать исторический процесс не только с политической точки зрения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ