Никольский, Николай Михайлович: биография
Евангелия Никольский датировал между 70 и 90 гг. н. э. Из посланий только восемь считал принадлежащими ап. Павлу. Эсхатологии первых христиан посвящён его очерк «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М., 1922). Тематика работ, опубликованных в 1920-е гг.: о херувимах, о проблеме монархомахии (цареборчества) в Ветхом Завете, о талмудических свидетельствах, касающихся Христа. «Библиологический словарь» отмечает в работах Никольского с начала 1930-х гг. «усиление тенденции к гиперкритицизму», которую авторы усматривает в том, что Никольский отрицал, на основании Ветхого Завета, наличие у иудеев подлинного монотеизма в допленный период.
«Антимарксистские» взгляды Н. М. Никольского
В своих трудах академик Н. М. Никольский упорно — невзирая на идейно-политическую конъюнктуру — придерживался своей, сформировавшейся ещё до революции, точки зрения на генезис мировых общественно-экономических процессов. Как и большинство его зарубежных коллег, начиная с Эдуарда Мейера и Гастона Масперо, он проецировал видимые им отрезки мировой истории на известный ряд утвердившихся в научном обороте категорий общественно-экономических формаций: феодализма, капитализма… К ним на рубеже XIX—XX веков добавилось новое понятие — империализм. Примерив эти шаблоны к известной ему истории Древнего Востока, Н. М. Никольский пришёл к выводу, что, в частности, Вавилон эти формации уже проходил. И хотя учёный империализм прямым текстом не называет, однако использование категории «банковского капитала», указание на симптомы наличия «финансовой олигархии» и, конечно же, борьба этих сил за передел поделённого мира — всё это подводит читателя к пониманию, что вавилонский капитализм набрал существенные признаки империализма на высшей и последней стадии своего развития.
Оперируя этими категориями, к середине 1920-х годов Н. М. Никольский подготовил хронологическую схему, которая была опубликована в 1-м издании Большой советской энциклопедии:
В основу положены расчёты Вейднера (1924); новейшие расчёты Эд. Мейера (1925) не вносят существенных изменений, отличаясь всего на 15-8 лет | ||||
Годы до хр.эры | События внешнеполитической истории | Внутренняя история | ||
3900 | 3800 | Первая династия Ура | ||
11 династий, время которых с точностью не установлено | ||||
3250 | Мессилим, царь Киша*) | Эпоха феодальной раздробленности | ||
2700 | Урукагина, исак-реформатор Лагаша | |||
2662 | 2187 | Шесть династий царей Шумера и Аккада | ||
2637 | 2582 | Шаррукин, царь Аккада | Переходная эпоха разложения феодализма и образования объединённого помещичье-бюргерского царства; первые записи права. | |
2572 | 2558 | Маништусу, царь Аккада | ||
2426 | 2302 | Владычество гутиев | ||
2294 | 2187 | Третья династия Ура | ||
2186 | 1924 | Эламское владычество | ||
2057 | Аморейское вторжение. Основание Вавилонского царства | |||
1924 | 1758 | Древневавилонское царство | Окончательная организация помещичье-бюргерской монархии; кодекс Хаммурапи; кратковременная феодальная реакция при касситском завоевании. | |
1955 | 1913 | Царь Хаммурапи | ||
1746 | 1171 | Касситское владычество | ||
1171 | 828 | Пять вавилонских династий эпохи борьбы с Ассирией | Образование на юге халдских княжеств, пытающихся овладеть Вавилоном | |
828 | 625 | Вавилония под властью Ассирии | Соперничество и борьба ниневийской торговой партии с вавилонским жреческим капиталом заканчивается уничтожением внутренней самостоятельности Вавилона и превращением его в ассирийскую провинцию. | |
828 | Салманассар подчиняет Вавилонию Ассирии | |||
689 | Санхериб разрушает и опустошает Вавилон | |||
681 | Восстановление Вавилона при Асархаддоне | |||
625 | 537 | Нововавилонское, или Халдское царство | Господство банковского капитала. Расцвет г. Вавилона при Навуходоносоре. После 537 г. Вавилон остаётся финансовым и промышленным центром и расширяет свои операции на территорию всего персидского царства. | |
604 | 562 | Навуходоносор II | ||
537 | Вавилония завоёвана персами | |||
*) Древнейшая точная дата (прим. Н. М. Никольского). |