Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Никитин, Василий Петрович

Никитин, Василий Петрович

Наука - Другое

14 августа 1893 - 16 марта 1956

учёный в области электротехники, сварки и электромеханики


Василий Петрович Никитин (2 [14] августа 1893, Санкт-Петербург — 16 марта 1956, Москва) — учёный в области электротехники, сварки и электромеханики.

Биография

Василий Петрович Никитин родился 2 (14) августа 1893 г. в Петербурге в семье ремесленника. Отец — Никитин Петр Тимофеевич, по происхождению из крепостных крестьян Тверской губернии, в Петербурге был простым рабочим-ремесленником. Мать — Никитина Елена Федоровна, дочь паровозного машиниста.

Начальное образование Василий Никитин получил сначала в городском начальном 3-х классном училище, затем в Владимирском (называемом по находящейся рядом церкви) городском четырёхклассном училище в Петербурге. После его окончания, по настоянию деда (который работал машинистом на железной дороге) и на его средства, учился в Петербургском техническом училище (1909). Одновременно с учёбой, Никитин с 15-летнего возраста начал работать (1908—1910) помощником слесаря, а затем, слесарем по ремонту паровозов в железнодорожных мастерских Николаевской железной дороги в Петербурге.

Высшее образование В. П. Никитин получил на электромеханическом факультете Петербургского Политехнического института, который окончил в 1914 г. со званием — инженера-электрика.

Будучи студентом В. П. Никитин работал техником в Конструкторско-строительном бюро (1910—1912 гг.), а затем в 1912—1918 гг. — инженером-конструктором Балтийского судостроительного и механического завода в Петербурге (Петрограде). В конце 1913 г. — начале 1914 г. В. П. Никитин был командирован для получения практических знаний в области электромеханики сначала в российские отделения электротехнических заводов: «Вольта», «Сименс-Шуккерт» и «ВЭК» («Всеобщая электрическая компания»), а затем посетил заводы этого профиля за границей (в Германии и Швеции). После возвращения занимался расчетами и проектированием, а также руководил изготовлением и монтажом первых русских электродвигателей для строящихся линейных кораблей и подводных лодок военного флота. В электрических установках, разработанных для линейных кораблей «Петропавловск» и «Севастополь», В. П. Никитин впервые применил рассчитанные и спроектированные им трехфазные асинхронные электродвигатели, положив начало применению переменного тока в судовых устройствах. В 1914—1918 гг. разработал метод безреостатного пуска мощных электродвигателей. Революция 1917 г. на время прервала его работу по специальности.

С мая 1918 г. по июль 1919 г. В. П. Никитин работал инженером в Управлении ирригационными работами в Туркестане — «Иртур». 11 августа 1919 года проект «Иртур» был упразднён.

В августе 1919 г. Екатеринославский Губернский совет народного хозяйства (Губсовнархоз) пригласил В. П. Никитина на национализированный электромеханический завод «РЭДА», где в период 1919—1921 гг. он работал сначала начальником технического отдела, а затем — управляющим и главным инженером завода. На заводе под руководством Никитина было организовано проектирование и производство первых образцов отечественного электрооборудования для угольной и металлургической промышленности, в частности, новых типов электронасосов для откачки угольных шахт.

С 1919 г. началась педагогическая деятельность В. П. Никитина по подготовке инженеров-электриков для угольной и металлургической промышленности в Екатеринославском Горном институте. В этот же период времени В. П. Никитин был консультантом по электромеханическому оборудованию (1919—1924 гг.) в Харьковской и Екатеринославской конторах производственного объединения по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений в Азербайджанской CCP (Азнефть).

В 1924—1926 гг. В. П. Никитин был назначен техническим руководителем восстанавливаемого в Ленинграде завода «Электрик». В это время он заинтересовался перспективным технологическим методом — сваркой.

В середине 1920-х гг. В. П. Никитин сформулировал комплекс научно-технических проблем теории электрических машин и аппаратов для дуговой сварки, которые в дальнейшем нашли решение в его исследованиях, способствовавших развитию новой отрасли промышленности — электросварочного машиностроения и положивших начало широкому применению сварки в народном хозяйстве.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ