Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Несмелов, Виктор Иванович: биография

Протопресвитер Василий Зеньковский в своей фундаментальной работе «История русской философии» отметил значительные заслуги В. И. Несмелова в разработке антропологических проблем:

И если Несмелов не дал философии истории в полноте проблем историософии, то, поставив в центре истории тему спасения, он гораздо глубже заглянул в тайну истории, чем, напр., Соловьев в своих историософских построениях… В системе Несмелова есть немало «шлака» — тех отдельных отступлений по линиям психологизма, которые вообще так характерны для всякого экзистенциального построения, но все это тонет по своей незначительности в общем построении Несмелова. И в своем антропологизме он, в сущности, гораздо глубже продолжает линию, начатую Ф. А. Голубинским, чем, напр., В. Д. Кудрявцев.

Церковный историк и деятель русского зарубежья протоиерей Георгий Флоровский критиковал работы В. И. Несмелова за слабость теоретических построений, по мнению критика оторванных от исторической действительности:

Поражает у Несмелова нечувствие истории. Человек, о котором он говорит живёт не в истории, но наедине со своими тягучими мыслями. И когда Несмелову приходится говорить об исторических фактах, он больше о них рассуждает, чем изображает их. О Церкви он тоже говорит удивительно мало. О таинствах Несмелов говорит очень неточно, перетолковывает их психологистически (крещение, как некий «общий символический знак» вступления в состав исповедников и последователей Христа, и т. д.)…

Все в его построении слишком сдвинуто вперед, в будущее. Историческая реальность явно недооценивается. И недооценивается в такой решительной мере, что даже и не образуется никакого натяжения между настоящим и будущим, нет никакого становления. Ведь этот мир вообще должен упраздниться, он просто совсем не тот, который должен существовать. И пока этот мир ещё не упразднён, и новый мир ещё не воссоздан, человеческая судьба остается неразрешенной… Система Несмелова не удалась именно, как система. Вопросы подымаются в ней важные, но в какой-то очень неловкой постановке. И образ Христа остается бледным. Он точно заслонен рассудочною схемою Его дела. Проблем духовной жизни Несмелов почти не касается…

Его книга остается очень показательным памятником его эпохи, уже ищущей, но ещё слишком недоверчивой, чтобы найти. чень чувствуется, что книга написана в тихом углу …

Цитаты из работ

  1. Живое мировоззрение каждого человека, на какой бы ступени умственного развития он не стоял, всегда и неизменно слагается из элементов трёх разных порядков: из эмпирических познаний о вещах и явлениях мира, из философских определений конечной идеи мира и из религиозных созерцаний законченной картины мира.
  2. Человеческий интеллект… так организован, что по самой природе своей он непосредственно умеет и может рассматривать мир с двух совершенно различных точек зрения — с точки зрения времени и с точки зрения вечности.
  3. В действительности нет и не может быть ни чисто научного, ни научно-философского мировоззрения, а есть и вечно будет только религиозное созерцание и религиозно-философское понимание мира.
  4. Религиозная вера и научное знание на разные данные мышления и рассматривают мировое бытие с различных точек зрения, а потому, не переступая своих природных границ, они никогда и ни в чём не могут взаимно противоречить друг другу.
  5. Конфликты веры и знания одинаково могут создаваться, и исторически они действительно одинаково создавались как вторжением религиозного мышления в эмпирическую область научных исследований, так и вторжением научного мышления в трансцендентную область религиозно-мистических созерцаний.
  6. …Разрушительное вторжение научного мировоззрения в область религиозного миросозерцания, вслед за проблемой истины христианской религии, последовательно и неизбежно привело религиозное мышление и к постановке самой общей и основной проблемы этого мышления — проблемы религиозной веры, как реального познания трансцендентной действительности.
  7. Вся сущность проблемы религиозной веры выражается вопросом о её познавательном значении: что именно представляет собою религиозная вера с точки зрения теоретического мышления? Есть ли она действительное познание трансцендентной реальности, или же она представляет собою, хотя психологически и совершенно естественное, но в познавательном отношении все-таки совершенно фиктивное построение человеческого воображения?
  8. …Для действительного примирения веры и знания необходимо отыскать такой путь, на котором принципиально одинаково могли бы утверждаться и конечный идеал научного мышления — идеал всеведения, и познавательное значение религиозной веры, как действительного познания трансцендентной реальности…
  9. Вера и знание имеют такие характерные особенности, которые ясно чувствуются каждым из нас, но точно формулировать и объяснить которые можно только путём гносеологического исследования.
  10. Религиозная вера есть интуитивное понятие Божия бытия и Божия присутствия в мире, а религиозное верование есть логически выработанное из реальных данных человеческой природы, а также из свободного признания положительных данных общечеловеческого религиозного опыта и некоторых исключительных религиозных опытов людей, особо озарённых светом духовного разумения и чуткостью духовного восприятия, познания Божией природы и Божиих отношений к миру.

Литература

  • Николин И. П. Философия христианства. (Рец. на: Несмелов В. Наука о человеке. Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1903) // Богословский вестник. — 1903. — № 7/8. — С. 656—665.
  • Бердяев Н. А. Опыт философского оправдания христианства. (О книге Несмелова «Наука о человеке») // Русская мысль. — 1909. — № 9. — С. 54—72.
  • Николаев А. Богословские труды проф. В. И. Несмелова // Журнал Московской Патриархии. — 1937. — № 8.
  • Флоровский Г. Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов // Он же. Пути русского богословия. — Париж, 1937. — С. 445—450.
  • Белгородский М. Н. Разгадавший тайну человека. О философе В. И. Несмелове // Советская библиография. — 1992. — № 1.
  • Горянов еп. Константин. Жизнь и творчество Несмелова. // Человек. — 1992. — № 2.
  • Белгородский М. Н. Человек и Бог в философии Несмелова // Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. — М., 1992. — С. III—-XXII
  • Константин (Горянов), епископ Новогрудский и Лидский. Жизнь и творчество Виктора Несмелова // Журнал Московской патриархии. — 1996. — № 7. — С. 55-62.
  • Зеньковский В. В. Виктор Иванович Несмелов // Он же. История русской философии. — СПб.: Академический проект, 2001. — С. 533—549.
  • Вевюрко И. С. Научная рациональность и православное богословие в трудах мыслителей русских духовных школ начала ХХ века // www.bogoslov.ru. — 2008.
  • Гаврюшин Н. К. Антропология и гносеология В. И. Несмелова // www.bogoslov.ru. — 2008.

Ссылки

  • Несмелов, Виктор Иванович — статья из Новой философской энциклопедии
  • Несмелов, Виктор Иванович — статья из картотеки сайта «Русское Православие»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ