Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нардо ди Чоне

Нардо ди Чоне

Живопись

итальянский художник


Нардо ди Чоне — (итал. Nardo di Cione; род. ок. 1320 — ум. между 21 мая 1365 и 16 мая 1366г) — итальянский художник.

Биография

Нардо принадлежал к семейству художников Чоне, мастерская которых в середине XIV века, после страшной эпидемии чумы 1348 года, была ведущий на художественном рынке Флоренции. Его старший брат Андреа ди Чоне (Орканья) известен больше, чем младшие братья — Нардо, Якопо, и Маттео, однако в случае с Нардо ряд исследователей считает это незаслуженным, обидным следствием авторитета одного из первых биографов итальянских живописцев Джорджо Вазари, который посвятив отдельную главу Орканье, упоминает о работах Нардо вскользь, считая его лишь помощником старшего брата. Более того, Вазари исказил имя художника, сообщив, что его звали Бернардо, в то время как в действительности «Нардо» было сокращением от Леонардо. Несмотря на частое сотрудничество и работу в рамках семейного подряда, искусство Нардо ди Чоне носило достаточно своеобразный и самостоятельный характер, и отличалось от суровой манеры Орканьи более лиричным прочтением наследия Джотто.

Дата рождения художника неизвестна. Художественные навыки он, возможно, обрёл в мастерской Бернардо Дадди, где, как предполагают, одно время работал и его брат Андреа. Имя Нардо впервые появляется в 1346-48 годах в списках цеха врачей и аптекарей «Арте деи Медичи э дельи Специали», куда входили и художники (вероятно потому, что приготовление красок было похоже на приготовление лекарств). К этому времени Нардо стал достаточно известным мастером для того, чтобы в 1348 году вместе с братом Андреа быть рекомендованным руководителям города Пистойя, обратившимся к властям Флоренции с просьбой назвать имена лучших художников для изготовления алтаря в церкви Сан Джованни Фуорчивитас. В этот период братья Чоне жили в районе прихода церкви Сан Микеле Висдомини, и совместно держали мастерскую. В 1350-х и первой половине 1360-х годов Нардо, согласно архивным документам, проживал в центральном районе Флоренции, но числился при другом приходе, нежели его брат Орканья, продолжая, тем не менее, работать с ним в одной мастерской. Из документов также известно, что в 1356 году Нардо написал образ Мадонны, который ранее висел в помещении Габелла деи Контратти (финансово-деловом учреждении Флоренции; образ не сохранился). В 1363 году он получил плату за росписи в оратории братства Бигалло, от которых ныне сохранились лишь фрагменты. 21 мая 1365 года Нардо ди Чоне составил завещание, а в 1366 году его уже не было в живых. Своё имущество он завещал поделить между тремя своими братьями — Андреа, Якопо и Маттео. Поскольку в завещании не упомянуты жена и дети, Нардо, вероятно, прожил жизнь холостяком (хотя по другим сведениям у него был сын Джованни, который помогал ему в росписях капеллы Строцци). Эти несколько фактов — практически всё, что известно о двадцатилетней творческой карьере художника.

Не сохранилось ни одной подписанной работы живописца. Несмотря на то, что большинство известных ныне его произведений находятся во Флоренции, Нардо работал во многих других местах. Сохранился документ, правда, не имеющий даты, согласно которому художник Бартоломео Кристиани из Пистойи вступил с Нардо в соглашение о том, что тот будет помогать ему в случаях, когда Бартоломео придется работать за пределами Флоренции. Кроме того, присутствие на большом Бойницком алтаре св. Райнерия, покровителя Пизы, свидетельствует, что художник создавал алтарь для этого города, то есть наверняка в нём работал.

Флорентийская живопись второй половины XIV столетия значительно отличалась от живописи первой половины. Художественные открытия, сделанные Джотто в первой половине века, не получили дальнейшего развития. Напротив, его ученики и последователи повернулись к искусству предшествующей, доджоттовской эпохи, в большой мере отказавшись от развития картинного иллюзорного пространства и передачи объёма и массы предмета. Учёными высказывались разные предположения по этому поводу. Одна из самых распространённых точек зрения гласит, что после страшной эпидемии чумы, разразившейся в Италии в 1340-х годах, которая интерпретировалась как кара божья за грехи, в обществе усилилась консервативная религиозность, сделавшая немодными разные новшества, и, в частности, в живописи тоже. Общество, как обычно бывает, стремилось обратиться к первоистокам, в надежде обрести в них спасение. Этим объясняют плоскостность и суровость живописных образов, созданных Андреа ди Чоне (Орканья); это же правило распространяется и на живопись его брата Нардо. Однако в произведениях Нардо, который был чистым живописцем в отличие от брата, известного в первую главу как скульптор и архитектор, можно видеть более тонкий и поэтичный подход, который принято объяснять влиянием сиенской школы и знакомством с работами Джованни да Милано, ломбардского художника, работавшего во Флоренции. Поэтому Нардо считают одним из участников развития лирической линии во флорентийской живописи, линии, к которой принадлежали Мазо ди Банко, Джоттино, Джованни да Милано, Андреа Бонайути. Эта линия продолжилась в XV веке, слившись с живописью интернациональной готики в работах Лоренцо Монако и Джентиле да Фабриано.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ