Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Наливаев, Анатолий Александрович

Наливаев, Анатолий Александрович

Живопись

День рождения 01 октября 1931

художник, реставратор, музыкант, кантор, театральный актер, собиратель и исполнитель еврейской канторской музыки


Наливаев Анатолий Александрович (Абрам Наливай) (1 октября 1931; Рогачёв) — художник, реставратор, музыкант, кантор, театральный актер, собиратель и исполнитель еврейской канторской музыки. Главный герой фильма «Истоки» режиссёра Юрия Горулёва. Первый директор минского музея «Літаратурна-мастацкая гасцёўня імя В. Галубка».

Биография

Родился в городе Рогачёве Гомельской области Беларуси. Отца, уроженца деревни Рыжковичи Шкловского района, с началом войны в 1941 году забрали на фронт. 10-летний Анатолий с матерью-еврейкой бежали из Минска и по пути остановились в Рыжковичах. О том, что мать Анатолия — еврейка, донесли в полицию, и их — мать и троих детей — загнали в гетто. Дед Анатолия со стороны отца — Филипп Наливай, был белорусом и священником шкловской православной церкви. Он сумел обмануть офицера в комендатуре местного отделения СД, что его невестка и внук не евреи, а белорусы. Анатолий с матерью были выпущены из гетто буквально за полчаса до того, когда всех узников повезли на расстрел. Вскоре они встретились с отцом, вырвавшимся из окружения.

Семья Наливаевых вернулась в Минск, где почти никто не знал, что Гаша, мать Анатолия, — еврейка. Жили в своём доме на улице Цнянской, 50. Мать получила новые документы и стала Агафьей Кузьминичной Наливаевой. После освобождения Минска в 1944 году отца Анатолия снова забрали в Красную Армию, и он вскоре погиб в Польше.

Образование

В 1944 году Анатолий Наливаев, который очень любил канторскую музыку, обладал хорошим драматическим тенором и мечтал быть кантором в синагоге, начал обучение по классу кларнета в музыкальном училище.

В 1945 году устроился маляром и параллельно начал ходить в художественную студию Сергея Петровича Каткова, где отучился десять лет. Катков заметил, что у Наливаева фотографический рисунок, и предложил ему рисовать то, что сохранилось от довоенного Минска.

Во время службы в армии также занимался в армейской вокальной студии под руководством Народного артиста СССР Ивана Паторжинского.

В 1950-е годы, после службы в армии, мать устроила Анатолия, который уже неплохо рисовал, работать в малярную бригаду, где работали одни евреи. В этой бригаде работал известный виленский кантор Кремер, который также познакомил Анатолия с известным композитором Генрихом Вагнером, окончившим европейскую канторскую академию. Кремер и Вагнер стали первыми учителями Наливаева по канторскому пению.

Пению на идише Наливаева также обучали бывшая актриса Белорусского государственного еврейского театра, Заслуженная артистка БССР Юдифь Арончик, поэт Гирш Релес и профессор Театрально-художественного института Арон Скир.

В 1963 году Наливаев начал учиться в Праге, где окончил Высшие курсы по реставрации, получив высшее художественное образование. Во время этой учебы параллельно учился пению у Михаила Забейды-Сумицкого — солиста оперного театра Ла Скала, профессора Пражской консерватории.

Художественное творчество

Анатолий Наливаев с детства обладал фотографической памятью, что позволило ему уже с 14 лет тайно рисовать разрушенный Минск. В 1940—1950-е годы фотографировать и рисовать столицу Беларуси было запрещено, но на мальчишку никто не обращал внимания. До 1960-х годов он успел запечатлеть старые кварталы Минска — Верхний город, Троицкое предместье и другие виды центральной части города, которые затем были разрушены или изменились до неузнаваемости. От многих кварталов Минска остались только изображения на акварелях Наливаева: улицы Замковая, Торговая, часть снесённых зданий в Троицком предместье, Татарская слобода с мечетью, Татарские огороды, взорванный в 1950 году костёл бывшего монастыря доминиканцев на углу улиц Энгельса и Интернациональной.

Основная часть работ Наливаева отображает виды Минска и других городов и деревень Беларуси, связанных с еврейской жизнью — он запечатлел десятки синагог, еврейские районы и кварталы, улицы и дома, памятники еврейской культуры.

Особая ценность картин Наливаева в том, что они с фотографической точностью воссоздают панорамы исчезнувших видов множества белорусских городов и местечек, памятников еврейской культуры, еврейских улочек и домов послевоенного Минска, что в будущем может стать основой для восстановления утраченных застроек.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ