Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мокудзики

Мокудзики

Скульптура

японский скульптор, поэт и буддийский проповедник


Мокудзики Миоман Сёнин (яп. , , род. 5 июня 1718, Каи, современная префектура Яманаси, остров Хонсю, Япония — ум. 1810, Япония) — японский скульптор, поэт и буддийский проповедник.

Биография

Родился в зажиточной крестьянской семье в 1718 году в современной префектуре Яманаси. Сохранился дом семьи Мокудзики. В подростковом возрасте (14 лет) тайком покинул свой дом, некоторое время жил в Эдо, а затем, разочаровавшись в мирской суете, уехал в Канто, где в 22 года стал странствующим буддийским проповедником, приняв обет отказаться от употребления мяса. Отсюда и имя Мокудзики («растительная пища» или «вкушающий растительную пищу»). Свои работы он в это время подписывал «Бредущий по дорогам Мокудзики».

В своих странствованиях Мокудзики обошел всю Японию. В настоящее время его деревянные статуи находят в самых различных местах страны. Наибольшее их количество сохранилось на территории Южного Хоккайдо. Сюда Мокудзики прибыл в 1778 году. Здесь он прожил два года. Работал Мокудзики исступленно, с фантастической скоростью. Документы свидетельствуют, что за день он мог вырезать четыре большие деревянные статуи (до полуметра высотой). По свидетельствам современников он был человеком, которому свойственны мелкие человеческие слабости и грехи.

Мокудзики создал скульп­турные портреты монахов-мыслителей Кукая и Догэна, неоднократно вырезал и «автопортреты». В своих поздних работах он изображал себя с нимбом. Японский философ Умэхара Такэси объясняет это тем, что Мокудзики ощущал себя бодхисаттвой.

В конце своей жизни Мокудзики создал скульптуры 16 архатов для храма Сэйгэндзи в Тамба. К этому времени ему исполнилось 89 лет. Он обладал экстравагантной внешностью и непредсказуемым поведением. Настоятель монастыря Сэйгэндзи Буцуама-осё в своих «Записках об исто­рии 16 архатов» описывает встречу со скульптором:

«[Он] был не похож ни на монаха, ни на мирянина, и я засомневался, кто это — оборотень или просто сумасшедший».

По мнению искусствоведов, фигура Адзита из этого цикла, с огромными ушами и густой бородой клиныш­ком, является скульптурным автопортретом Мокудзики.

Незадолго до смерти, в 89 лет, Мокудзики, познакомившись с учением китайских мудрецов Лао-цзы и Чжуан-цзы и увлёкшись им, сменил своё имя «Бодхисаттва Мокудзики, соблюдающий пять за­поведей» (это имя он принял в возрасте 76 лет) на «Просветленный отшельник Мокудзики».

Скульптор скончался в 1810 году. Место его смерти и могила неизвестны.

Особенности творчества

Работы скульптора вписываются в традицию японской деревянной скульптуры и отличаются от ортодоксальной буддийской традиции. Стиль Мокудзики отличается и от стиля его предшественника Энку. Для работ Мокудзику характерны округлые мягкие линии, внимание к деталям. При этом их характеризуют мощные руки и ноги фигур, просторные одежды, яростно вздымающаяся грудь. Мокудзику разрушал каноны, сковывавшие развитие японской скульптуры, запечатлевал реальные черты простых людей своего времени. Его работы, особенно поздние, исполнены мягким незлобивым юмором.

Трактовки лица Энку и Мокудзики также различна, хотя общей их чертой является загадочная улыбка. Она отличается и от мудрой и спокойной улыбки средневековой японской маски старца. У статуй Энку дет­ская улыбка, а у Мокудзики — старческая (хотя присутствуют и отдельные черты внешности ребёнка и женщины). Даже изображениям бодхисаттвы Дзидзо в облике младенца он придавал старческую внешность (обычно это объясняют влиянием синтоистской художественной традиции). Мокудзики пытался передать изначальную чистоту Будды и бодхисаттв в образе старца. Эту чистоту он находил в лицах простых японских крестьян. Лица имеют широкие чёрные брови, узкие полуприкрытые глаза с опущенными краями, мясистый и широкий нос, полные губы.

Изучение творчества

Крестьяне, для которых Мокудзики вырезал своих будд, относились к ним с глубоким почтением, но не понимали их высоких художественных достоинств. По словам самих крестьян, в детстве они играли буддами Мокудзики, принимая их за кукол, настолько они не похожи на традиционные буддийские изображения.

Скульптура Мокудзики получила известность в Японии в начале 20-х годов XX века благодаря Янаги Соэцу. Он был любителем и пропагандистом народного искусства, основал на свои средства Музей народного искусства в Токио. Янаги обнаружил большое количество работ Мокудзики, издал альбом фотографий этих работ, написал о скульпторе и его работах целый ряд статей.

В настоящее время на родине скульптора существует Музей Мокудзики.

Галерея

  • Кай, место рождения скульптора.

  • Музей Мокудзики.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ