Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Могилевский, Александр Павлович: биография

Внешние изображения
Захоронение урны с прахом Александра Могилевского в колумбарии Ваганьковского кладбища

В Москве с 1920-х годов до смерти в 1980 году Могилевский жил в коммунальной квартире на первом этаже дома № 21 в Трубниковском переулке; в последние десятилетия жизни он писал, в основном, городские пейзажи акварелью. Урна с прахом художника захоронена в закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища.

Основные источники биографических сведений о А. П. Могилевском — книга «У художников» (1972) дружившего с Могилевским писателя Владимира Лидина (в 1925 году Могилевский иллюстрировал книгу рассказов Лидина «Норд») и книга «Евреи Приазовья» (1996) мариупольского краеведа Льва Яруцкого, состоявшего в короткой личной переписке с Могилевским. Фрагменты книги «У художников» Владимира Лидина были использованы в качестве вступительной статьи к каталогу посмертной персональной выставки Александра Могилевского в 1987 году (сам Лидин к тому времени тоже умер).

Семья

  • Жена — Любовь Ивановна Петунникова.
    • Приёмная дочь — Лидия Владимировна Курц (1911—?).
      • Внук — Александр Леонидович Курц (1937—2003), советский и российский химик. Доктор химических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Иллюстрации к детским книгам

Внешние изображения
В начале 1920-х годов Могилевский ещё был авангардистом: обложка книги Ильи Эренбурга «Четыре повести о лёгких концах» (1923)

При иллюстрировании детских книг Александр Могилевский применял различные технические приёмы, используя в том числе тушь, перо, карандаш, но, будучи одним из лучших акварелистов своего времени, чаще всего работал с цветной и чёрной акварелью.

Следуя давней традиции в иллюстрации детских книг, Могилевский шёл, прежде всего, от текста. В иллюстрациях к японской народной сказке «Длинное имя» (1929) художник использовал нежные краски, характерные для японского рисунка, и придал им занимательность и мягкий юмор. Одновременно в этих иллюстрациях переданы присущие японцам национальные особенности. Столь же достоверны его иллюстрации к книге стихов «Зима» (1933) Зинаиды Александровой, но в их яркости прочитывается уже не Япония, а Россия.

В 1940-е годы Александр Могилевский стал одним из основных советских иллюстраторов андерсеновских и пушкинских сказок. Среди проиллюстрированных им произведений Ханса Кристиана Андерсена — «Соловей», «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Новое платье короля».

Иллюстрируя «Новое платье короля», Могилевский «представил портных не жуликами, обманывающими простодушного короля, а умными и хитрыми мастеровыми, которые, не упустив случаи хорошо заработать, зло посмеялись над тупым, самодовольным самодержцем и раболепствующей перед ним знатью». В заключительной сцене художник использовал оптический приём, поместив зрителей на балконе дома, а королевскую процессию далеко под ними. Потеряв в масштабе, она делает естественным и ожидаемым восклицание мальчика «А король-то голый!».

Среди пушкинских произведений, которые иллюстрировал Александр Могилевский — «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Особенность акварельных иллюстраций Могилевского к «Руслану и Людмиле» — их принципиальная недорисованность, позволяющая малньким читателям дорисовывать иллюстрации самим, следуя собственному воображению.

Одной из лучших оформленных Александром Могилевским книг считается детское издание «Жан-Кристофа» (1930) Ромена Роллана. Для иллюстраций к этой книге художник использовал тушь и сухую кисть, передавая, по наблюдению Михаила Панова, одной-двумя линиями и несколькими прикосновениями кисти «всю гамму переживаний талантливого мальчика, трогательного в хрупкой беззащитности, его любовь к музыке и отвращение к бесконечным экзерсисам, увлечение театром и робость на сцене перед заполнившими зал зрителями».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ