Николай Александрович Митрохин (род. 13 сентября 1972, Москва, СССР) — российский социолог, историк, публицист, «исследователь актуального положения и деятельности Русской православной церкви как социального и экономического института в России и других странах СНГ».
Биография
В 1989—1990 годах работал в московском бюро информационного обмена (М-БИО).
В 1991—1999 годах — корреспондент, руководитель проектов в информационно-экспертной группе «Панорама» (Москва).
В 1995 году окончил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) по специальности историк-архивист. В 1995—2002 годах — аспирант кафедры истории отечества новейшего времени Московского историко-архивного института РГГУ.
В 1999—2005 годах — научный сотрудник центрально-азиатской программы правозащитного центра «Мемориал».
В 2001—2005 годах был сооснователем и координатором по научной деятельности московской группы Германо-российской ассоциации молодых экономистов «Диалог».
В 2002 году в РГГУ под научным руководством Юрия Афанасьева защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по «Движение русских националистов в СССР в середине 1950-х — середине 1980-х годов» (специальность 07.00.02 — Отечественная история).
В том же году стал директором общественной организации «Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии».
В 2005—2006 годах — стипендиат фонда Александра Гумбольдта с проектом «Группы влияния в современной Русской православной церкви и их экономическая деятельность».
В 2006—2008 годах — стипендиат фонда Gerda Henkel. С 1 декабря 2008 — научный сотрудник центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете.
В разное время выступал в качестве постоянного автора в таких газетах и журналах, как «Панорама», «Русская мысль» (Париж), «Отечественные записки», «Политический журнал», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение». Автор более 60 публикаций о религиозных и этнических проблемах в странах СНГ.
Отзывы и критика
Книга Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» получила различные отзывы как в профессиональных изданиях, так и публицистике.
Ирина Папкова в журнале Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History положительно отзывается о книге. Она полагает, что внушительный 650-страничный труд Митрохина для неспециалиста является ценной вводной обзорной работой о Русской православной церкви и её позиции во внутриполитической, экономической и социальной сферах. По её мнению, Митрохин сделал важную работу, поскольку исследовал то, что находится за фасадом реставрированных соборов и риторики иерархов — серьёзные внутренние проблемы, из-за которых церковь не в состоянии осуществлять реальное социальное или политическое взаимодействие с другими субъектами на федеральном уровне. По мнению Папковой, Митрохин отмечает важное несоответствие между долей населения, которое идентифицирует себя как православные, и фактическим числом верующих. Это является поводом для указания, что для большинства россиян православие является способом этнонациональной, а не религиозной идентичности.
Эдуард Зибницкий считает, что обороты речи автора «слишком напоминают язык антирелигиозной литературы 20—30-х годов прошлого века» и отмечает некоторые «курьёзные, в духе наивного материализма, определения и характеристики». При этом он высоко оценивает работу как беспрецедентную по объёму и незаменимую, поскольку она «насыщена малодоступными цифрами и фактами, которые ещё не были собраны и подвергнуты социологическому обобщению, ссылками, которые до этого были разрознены, меткими характерными наблюдениями». Одним из важных успехов работы он полагает сформулированное Митрохиным деление духовенства на модернистов, консерваторов и фундаменталистов и считает, что книга будет пользоваться несомненным успехом в среде православных читателей, особенно среди духовенства.
Валентин Лебедев расценил книгу Митрохина как «антицерковную пропаганду». По мнению Лебедева, Митрохин получил такой результат потому, что использовал анонимные источники и таблоидную прессу как материал для своих выводов.