Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Митрохин, Николай Александрович

Митрохин, Николай Александрович

Исследователь

День рождения 13 сентября 1972

российский социолог, историк, публицист, «исследователь актуального положения и деятельности Русской православной церкви как социального и экономического института в России и других странах СНГ»


Николай Александрович Митрохин (род. 13 сентября 1972, Москва, СССР) — российский социолог, историк, публицист, «исследователь актуального положения и деятельности Русской православной церкви как социального и экономического института в России и других странах СНГ».

Биография

В 1989—1990 годах работал в московском бюро информационного обмена (М-БИО).

В 1991—1999 годах — корреспондент, руководитель проектов в информационно-экспертной группе «Панорама» (Москва).

В 1995 году окончил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) по специальности историк-архивист. В 1995—2002 годах — аспирант кафедры истории отечества новейшего времени Московского историко-архивного института РГГУ.

В 1999—2005 годах — научный сотрудник центрально-азиатской программы правозащитного центра «Мемориал».

В 2001—2005 годах был сооснователем и координатором по научной деятельности московской группы Германо-российской ассоциации молодых экономистов «Диалог».

В 2002 году в РГГУ под научным руководством Юрия Афанасьева защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по «Движение русских националистов в СССР в середине 1950-х — середине 1980-х годов» (специальность 07.00.02 — Отечественная история).

В том же году стал директором общественной организации «Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии».

В 2005—2006 годах — стипендиат фонда Александра Гумбольдта с проектом «Группы влияния в современной Русской православной церкви и их экономическая деятельность».

В 2006—2008 годах — стипендиат фонда Gerda Henkel. С 1 декабря 2008 — научный сотрудник центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете.

В разное время выступал в качестве постоянного автора в таких газетах и журналах, как «Панорама», «Русская мысль» (Париж), «Отечественные записки», «Политический журнал», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение». Автор более 60 публикаций о религиозных и этнических проблемах в странах СНГ.

Отзывы и критика

Книга Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» получила различные отзывы как в профессиональных изданиях, так и публицистике.

Ирина Папкова в журнале Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History положительно отзывается о книге. Она полагает, что внушительный 650-страничный труд Митрохина для неспециалиста является ценной вводной обзорной работой о Русской православной церкви и её позиции во внутриполитической, экономической и социальной сферах. По её мнению, Митрохин сделал важную работу, поскольку исследовал то, что находится за фасадом реставрированных соборов и риторики иерархов — серьёзные внутренние проблемы, из-за которых церковь не в состоянии осуществлять реальное социальное или политическое взаимодействие с другими субъектами на федеральном уровне. По мнению Папковой, Митрохин отмечает важное несоответствие между долей населения, которое идентифицирует себя как православные, и фактическим числом верующих. Это является поводом для указания, что для большинства россиян православие является способом этнонациональной, а не религиозной идентичности.

Эдуард Зибницкий считает, что обороты речи автора «слишком напоминают язык антирелигиозной литературы 20—30-х годов прошлого века» и отмечает некоторые «курьёзные, в духе наивного материализма, определения и характеристики». При этом он высоко оценивает работу как беспрецедентную по объёму и незаменимую, поскольку она «насыщена малодоступными цифрами и фактами, которые ещё не были собраны и подвергнуты социологическому обобщению, ссылками, которые до этого были разрознены, меткими характерными наблюдениями». Одним из важных успехов работы он полагает сформулированное Митрохиным деление духовенства на модернистов, консерваторов и фундаменталистов и считает, что книга будет пользоваться несомненным успехом в среде православных читателей, особенно среди духовенства.

Валентин Лебедев расценил книгу Митрохина как «антицерковную пропаганду». По мнению Лебедева, Митрохин получил такой результат потому, что использовал анонимные источники и таблоидную прессу как материал для своих выводов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ