Мир-Али Мир-Асадулла оглы Мир-Касимов (азерб. Mirli Mirsdulla olu Mirqasmov: 9 февраля 1924, Баку — 9 ноября, 2003, там же) — азербайджанский и советский скульптор, член Союза художников Азербайджана, профессор, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, народный художник Азербайджанской ССР. Сын первого президента Академии наук Азербайджана Мир Асадулла Мир-Касимова.
Мир-Али Мир-Касимов — первый азербайджанский скульптор, получивший полное специальное высшее образование. В 1944 году с отличием окончил Азербайджанское художественное училище, а в 1951 — Институт имени Репина в Ленинграде. Является автором памятника Джафару Джаббарлы в Баку, Нариману Нариманову в городе Сумгайыт, Джалилу Мамедкулизаде в городе Нахичевань. Некоторые работы Мир-Касимова, такие как «Портрет нефтяника», «Портрет девушки», «Девушка с голубем», выставлены в Национальном музее искусств Азербайджана в Баку.
Являлся участником всемирных выставок, в том числе и Всемирной выставки 1967 года в Монреале Работы Мир-Касимова выставлялись также в России, Польше, Болгарии, Германии, Египте и других странах. Награждён различными орденами и медалями, в том числе орденом «Слава» Азербайджанской Республики.
Биография
Детство и юность
Мир-Али Мир-Касимов родился 9 февраля 1924 года в Баку в семье врача Мир-Асадуллы Мир-Касимова и его супруги Джейран-ханум. Кроме него в семье было ещё четверо детей. Мир-Али был вторым ребёнком в семье. С детства все звали его Алик. Когда Мир-Али было шесть лет, он перенёс эпидемический цереброспинальный менингит. Позднее выздоровел, но вскоре в результате атрофии слухового нерва маленький Мир-Али полностью потерял слух.
Вернуть ребёнку слух было в то время невозможно. Это понимал и отец Мир-Али Мир-Асадулла Мир-Касимов. Несмотря на риск потери речи, благодаря матери, которая постоянно общалась с сыном и по особой, придуманной ею методике выучила сына азбуке, отказавшись от букваря для глухонемых, Мир-Али не стал немым. В специальную школу для глухих Мир-Али также не отправили. Скоро Мир-Али научился читать, и мать продолжила занятия по предложенному московским врачом-логопедом Натальей Рау методу обучения грамоте и чтению с губ и лица говорящего. Мир-Али хорошо овладел этой техникой.
Мать Мир-Али позднее в своей книге «Записки одной матери», которую она посвятила сыну, писала о нём:
Чувства и восприятие его отточены до тонкости. Он очень смело ориентируется в любой обстановке, у него какая-то особая, присущая только ему сноровка быстро все улавливать, понимать. Доброта, неподдельная любовь и влечение ко всему живому и красивому самым естественным образом овладели его натурой. Он никогда не теряет душевного равновесия, будничные неурядицы принимает стойко. Всегда делает так, как думает, если даже это принесет ущерб его покою. |
Учёба скульптуре
В детстве Мир-Али мечтал стать лётчиком, а после — агрономом или биологом. Также мальчик любил рисовать и часами занимался лепкой или рисованием. Однажды его мать обратилась к видному скульптору Пинхосу Сабсаю, с которым семья Мир-Касимова были соседями. При Сабсае Мир-Али по памяти создал из глины скульптуру виденного в зверинце льва, а потом и человеческую фигурку. Это была скульптура Квентина Дорварда, героя одноимённого романа Вальтера Скотта, которого читал и которым вдохновлялся Мир-Али. Увидев, скульптуру, Сабай скзал родителям мальчика: «Ваш сын несомненно одарён». Мир-Али Мир-Касимова проверил также педагог М. Герасимов. Вскоре с мальчиком начали проводить специальные занятия в Азербайджанском художественном училище.
В 1944 году Мир-Али Мир-Касимов с отличием окончил Азербайджанское художественное училище. В это время ещё шла Великая Отечественная война. Тем не менее Мир-Али принял решение отправится в послеблокадный Ленинград и поступить в Институт имени Репина. В одном из своих писем домой Мир-Али пишет:
Мамочка, страшно много занимаюсь, программа очень насыщенная. Скоро будем делать гипс — фигуру. У нас холодно, обнаженной натуры быть не может. В некоторых мастерских температура держится на нуле… |