Николай Дмитриевич Милиоти (иногда Миллиоти фр. Nicholas Millioti; 16 (28) января 1874, Москва, Российская империя — 26 декабря 1962, Париж, Франция) — российский художник, видный представитель русского символизма.
Биография
Родился 16 (28) января 1874 года в Москве, в семье, имеющей греческие корни. Также имел родственные связи с московскими родами Морозовых, Алексеевых и Корша. Летнее время проводил вместе с братьями в подмосковном имении князя Голицына Кузьминки.
Окончил 3-ю классическую гимназию в Москве и с 1894 по 1900 годы занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака и В. А. Серова. Также посещал частную студию К. А. Коровина.
В 1898 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, а заканчивал образование в Париже в университете Сорбонны. Краткое время занимался в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лорана, Б. Констана и М. Уистлера.
Портрет Н. Милиоти (худ. Б. Кустодиев 1916)В период 1900-х в манере символизма написал ряд картины, картин-«сновидений», а также стилизованные «галантные» сцены: «Ангел Печали», «Звон», «Волшебная роза», «Печальные птицы», «Пастораль», «Les Galants», «Шум моря». Сотрудничал с журналом «Золотое руно» и участвовал в выставках, устраивавшихся редакцией. Наиболее характерны аллегорические образы художника (ангелов, пейзажей-«миражей» и т. д.), написанные в виде красочных феерий, приближающихся к орнаментальной абстракции.
В апреле 1907 года вместе с братом был одним из организаторов московской выставки «Голубая роза». В 1910 году вышел из «Союза русских художников» вместе с группой А. Н. Бенуа и стал одним из учредителей объединения «Мир искусства», а в 1912—1916 годах входил в его комитет.
В период Первой мировой войны был мобилизован в чине прапорщика артиллерии и участвовал в военных действиях в Карпатах в качестве адъютанта генерала Радко Дмитриева; был дважды контужен, награждён золотым оружием.
В июне 1917 года по ходатайству ряда видных московских деятелей культуры был в числе 23 художников освобождён от воинской повинности и демобилизован. В 1918 году выехал в Ялту, где работал председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, в которую входили С. К. Маковский, И. Я. Билибин, М. А. Волошин, Д. В. Айналов, С. Елпатьевский и другие.
В эмиграции
Б. Кустодиев. Эскиз группового портрета художников «Мира искусства». Слева направо: И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Н. Бенуа, Г. И. Нарбут, К. С. Петров-Водкин, Н. Д. Милиоти, К. А. Сомов, М. В. Добужинский.В 1920 году эмигрировал сначала в Софию, где его мастерскую посещал царь Борис, а с 1921 по 1922 годы работал в Берлине. В ноябре 1921 года стал одним из учредителей Дома искусств.
В 1923 году переселился в Париж, где его мастерскую на площади Сорбонны, 3-бис, посещали Поль Валери, Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. В этот период совместно с Н. С. Гончаровой оформил в театре Vieux-Colombier спектакль марионеток «Театр деревянных комедиантов» (постановка Ю. Л. Сазоновой-Слонимской и М. Ф. Ларионова, музыка Н. Н. Черепнина, 1924). Создал декорации и костюмы к спектаклю «Принцесса Карем» Лессажа (1925).
В 1925 году побывал в Америке, а позднее путешествовал по Италии, Испании, Голландии и Германии. С 1929 по 1930 году преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой. В 1931 году стал членом правления Союза деятелей русского искусства во Франции, а с 1933 года — членом секции художников, созданной при союзе. Одним из его учеником в Париже являлся Леонид Успенский. В работах 1930-х годов преобладали портреты (А. Н. Бенуа, Н. А. Тэффи, Т. Л. Сухотина-Толстая, Ф. И. Шаляпин). В 1938 году французское правительство приобрело его автопортрет. Также неоднократно жертвовал свои картины для благотворительных лотерей в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым, Московского землячества, Союза бывших деятелей русского судебного ведомства и др.