Елена Михайловна Мастюкова (1 июля 1928, Москва — 10 февраля 2004, Москва) — советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, г. Москвы (с 1985 г.), зававедующая сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО, г. Москвы (с 1992 по 1997 гг.). За время её работы в НИИ дефектологии (Институте коррекционной педагогики РАО) лаборатория превратилась во Всесоюзный консультативно-диагностический центр для детей с нарушениями психофизического развития.
Биография
Елена Михайловна Мастюкова родилась 1 июня 1928 года в семье учителей в Москве. Окончила Первый Московский Медицинский Институт. Умерла 10 февраля 2004 года. Похоронена в Красногорске, кладбище «Горбрус».
Образование и учёные степени
В 1952 году оканчивает Первый Московский Медицинский Институт ордена Ленина по специальности «Лечебное дело». С 1961 по 1964 год Елена Михайловна училась в аспирантуре при Центральном институте усовершенствования врачей по специальности детская психоневрология. Затем защитила кандидатскую диссертацию. В 1979 г. ей присуждена учёная степень доктора медицинских наук.
Мастюкова работала в должности старшего научного сотрудника с 1968 года. В 1983 г. Елене Михайловне присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности педиатрия.
Трудовая деятельность
1952 — 4 Городская клиническая больница (Москва), врач-терапевт.
1953—1958 — врач-терапевт в/ч в ГДР.
1959—1960 — Московская больница им. С. П. Боткина, ординатура по невропатологии.
1960 — Психоневрологическая городская клиническая больница им. Соловьёва — клинический ординатор по детской психоневрологи.
1964 — детская поликлиника — врач психоневролог.
1964—1966 — Дом ребёнка — врач психоневролог.
1966—1968 — ассистент кафедры детской психиатрии
1968—1974 — ЦНИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербского — старший научный сотрудник реабилитационного отделения.
1974—1980 — НИИ дефектологии АПН СССР — ст. научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
1980—1981 — Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина — зав. кафедрой логопедии.
1981—1985 — НИИ дефектологии АПН СССР — ст. научный сотрудник.
1985—1992 — НИИ дефектологии АПН СССР — зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей.
1992—1997 — Консультативно-диагностический центр Института коррекционной педагогики РАО — зав. сектором.
1997—1998 — Московский городской психолого-медико- социальный центр «Детство» — главный специалист.
1998—2000 — Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» — методист.
Вклад в науку
Учёный в области детской психоневрологии и дефектологии, известный не только в России, но и за рубежом, Елена Михайловна занималась исследованиями двигательных, речевых и психических нарушений у детей с аномалиями нервно-психического развития и разработкой методов их реабилитации.
Она участвовала в создании психодиагностических методик для детей с различными нарушениями развития, а также шкал количественной оценки психомоторного развития новорождённых и грудных детей, позволяющих объективизировать общий уровень их развития и определить соотношение нарушенных и сохранных функций в его структуре.
Мастюкова Е. М. разработала клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей. Является автором соответствующей клинической классификации, разграничивающей варианты неосложненного, осложненного общего недоразвития речи и детей с алалией. Была основателем российской научной нейропсихолого-педагогической позиции в отношении дифференциальной диагностики и коррекции системных нарушений речи у детей. Анализируя особенности детей с ОНР, Е. М. Мастюкова приходит к выводу, что их речевой дефект выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития (ЗПР). В структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа, выполнение действий по аналогии, перенос на языковом материале и т. д.)