Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мастер из Трессы

Мастер из Трессы

Живопись

итальянский художник


Мастер из Трессы (итал. Maestro di Tressa, предположительно ок. 1215 — после 1250) — итальянский художник. Сиенская школа.

«Мастером из Трессы» известный специалист по средневековой живописи Эдвард Гаррисон в 1949 году окрестил автора фрагмента алтаря с изображением «Мадонны с младенцем» из церкви Санта Мария а Тресса недалеко от Сиены. Предполагается, что живописец работал в Сиене и её окрестностях во второй четверти XIII века. Его авторству учёный приписал несколько произведений, исполненных в 1215-1240 годах:

  • «Доссаль №1» из сиенской Пинакотеки с изображением Христа Пантократора, символов четырёх евангелистов и шести сюжетов из Истории истинного креста: с левой стороны три истории на тему «Триумф креста», с правой – три истории из жития св. Елены. На нижнем клейме справа, по всей вероятности изображена сцена казни святых Сальваторе и Александра - в честь них был построен храм, для которого был создан этот алтарный образ. На иконе стоит дата – 1215 год, это самое древнее датированное произведение сиенской школы живописи. Образ происходит из храма Санти Сальваторе э Алессандро в Фонтебуона делла Бадиа Берарденга (в окрестностях Сиены); он был подарен кардиналом Антоном Феличе Цзондадари, архиепископом Сиены.
  • «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», известная как «Мадонна с большими глазами» из Музея сиенского собора, сыгравшая, по мнению сиенцев, важную роль в битве при Монтаперти 4 сентября 1260 года.
  • Две сцены из жития Иоанна Крестителя, местонахождение которых ныне неизвестно (ранее они, вероятно, были частями одного алтарного образа).
  • Доссаль с изображением шести сцен из жития Богоматери и Истории истинного креста (местонахождение сегодня не известно).
  • «Мадонна с младенцем, двумя ангелами и шестью евангельскими историями» (Сиена, Музей округа). Происходит из приходской церкви Санта Мария а Тресса, недалеко от Сиены, и имеет значительные утраты красочного слоя.
  • Мадонна с младенцем из коллекции Киджи Сарачини в Сиене.
  • Ему также приписывают «Расписной крест» № 597 из сиенской Пинакотеки, который рассматривается как самое раннее произведение мастера. Однако эта атрибуция вызывает сомнение у таких серьёзных учёных, как Торрити (1977), Беллози и Анджелини (1986), которые автором креста считают другого анонимного «Мастера Сан Пьетро из Виллоре».

Самым ранним произведением Мастера из Трессы считают Доссаль №1, в котором видна связь с коптской христианской живописью той эпохи, самым поздним – «Мадонну с младенцем» из коллекции Киджи Сарачини, в которой ощущается влияние луккано-пизанской живописи первой половины XIII века. Таким образом, предполагается, что эволюция живописца развивалась от копирования византийских и коптских образцов к более самостоятельной итальянской манере, находившейся в круге идей, циркулировавших в тосканской живописи второй четверти XIII века.

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами» (или как её еще называют «Мадонна с большими глазами») является ценным артефактом не столько даже с художественной точки зрения (хотя это достаточной редкий пример сиенской живописи середины XIII века), сколько с культурно-исторической. Перед важным сражением 4 сентября 1260 года — битве при Монтаперти, глава городского правительства Сиены, Бонагвида Лукари, перед толпой горожан, собравшихся на площади у собора, заявил, что божественные силы помогают сиенцам, а Пресвятую Деву назвал покровительницей сиенской коммуны. В той битве сиенские гибеллины одержали верх над превосходящей армией флорентийских гвельфов. Это событие предопределило процветание Сиены на долгие годы, а икона с изображением так сильно «поспособствовавшей» этому «Мадонны с большими глазами», заняла постоянное место в алтаре собора. После этого события в Сиене возник настоящий культ Мадонны (и большая индустрия по производству её изображений), который достиг своей кульминации в огромной и торжественной «Маэста» Дуччо.

  • Христос во славе и шесть сцен из истории Истинного креста. 1215г. Сиена, Пинакотека.

  • Мастер из Трессы. Мадонна с младенцем, двумя ангелами и шестью евангельскими историями. Сиена, Музей округа.

  • Мастер из Трессы. Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. 1225-1250гг. Коллекция Киджи Сарачини, Сиена.

Литература

  • Edward B. Garrison. Italian Romenesque Panel Painting: An Illustrated Index. Florence, 1949.
  • «Искусство итальянского Ренессанса» Под редакцией Рольфа Томана. Konemann. 2000. стр. 40-41
  • Miklos Boskovits. The Origins of Florentine Painting. 1100—1270. Giunti. 2001. pp. 57–61
  • L. Cateni, Maria P.L. Mazzieri. Duccio, Simone, Pietro, Ambrogio e la grande stagione della pittura senese. Betti Editrice, 2012, pp. 12–17, 184

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ