Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Масленников, Борис Семёнович

Масленников, Борис Семёнович

Изобретатели

один из первых российских авиаторов , талантливый изобретатель, предприниматель и организатор


Борис Семенович Маслеников (19.04.1887, Москва — 02.10.1947, Новосибирск) — один из первых российских авиаторов (диплом № 325 от 8 ноября 1910 года), талантливый изобретатель, предприниматель и организатор.

Биография

Окончил Реальное училище Воскресенского в Москве и Мюнхенскую школу живописи. В 1907 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, где учился два года. Увлёкся авиацией и, уехав во Францию, успешно сдал экзамен на звание пилота-авиатора в г. Жювези. Купил аппарат «Фарман» и в ноябре 1910 года уехал в Болгарию с показательными полётами. Стал первым авиатором, совершившим удачные полёты на Балканах (все предыдущие попытки других авиаторов оканчивались неудачей): «Царь Фердинанд два раза поднимался со мной на аэроплане». Сборы от одного из показательных выступлений в размере 5000 франков пилот пожертвовал организованному им первому в Болгарии аэроклубу.

После Болгарии Маслеников по приглашению военного министра прибыл в Сербию, где совершил ряд полетов в Баница (близ Белграда). Здесь он обучал полётам военных офицеров; один из его учеников, капитан Милетич, стал начальником первой авиационной школы в Сербии. Несколько раз Маслеников совершал полеты с королевичем Георгием.

Заслуги Масленикова были отмечены: в Болгарии 10 февраля 1911 года он был награждён орденом «За гражданские заслуги»; в Сербии он был удостоен ордена «Святого Саввы» 5-й степени.

После Сербии Маслеников два месяца провёл с показательными полетами в Турции (Сан-Стефано).

После возвращения в Россию, в начале лета 1911 года (с 27 мая по 7 июня) на Ходынском поле, находившемся в ведении штаба Московского военного округа, где располагались военные лагеря, стрельбище и артиллерийский полигон, Московское общество воздухоплавания организовало авиационные соревнования, на которых Б. С. Масленников впервые в России летал на «Фармане VII» с установленном на самолете пулемётом.

Летом 1911 года (23—24 июля по старому стилю) участвовал в первом в России междугороднем перелёте Петербург—Москва.

Маслеников совместно с Васильевым организовал первую в Москве частную авиашколу «Орёл» на Ходынке: журнал «Автомобиль и воздухоплавание» (1911. — № 14) сообщал: «Обучение будет проводиться на аппаратах Фармана, Блерио, Анрио и Антуанетт. Плата за весь курс назначена 500 руб., причем ученики будут пользоваться многими льготами, а наиболее способные будут учиться даром».

Вскоре у него были уже три аппарата «Фарман», изготовленные лётчиком и конструктором А. Я. Докучаевым; за постройку аппарата «Докучаев-2» («Биплан Докучаева и Масленникова») он был удостоен большой серебряной медали от Министерства торговли и промышленности на 2-й воздухоплавательной выставке, осенью 1913 года. Всего до 1915 года было построено 11 аэропланов, обучено 20 пилотов.

В 1912 году Б. С. Маслеников был избран председателем «Московского общества летчиков» и действительным членом московского отделения Русского Императорского технического общества.

С 1914 года он жил в доме бесплатных квартир Бахрушина на Софийской набережной. Имеется информация, что он преподавал в ремесленном училище, основанном Бахрушиными; посещал дом К. П. Бахрушина на Кузнецкой улице (ныне Новокузнецкая, 27), где, скорее всего и познакомился с будущей женой, Ниной Константиновной Бахрушиной (22.09.1892—10.12.1966).

С 1912 по 1917 годы являлся совладельцем частного предприятия «Стройконтора Финкельштейна», принимал участие в строительстве первого радиотелеграфного завода в Москве, в 1916 году открыл предприятие по выпуску сухих электрических элементов «М-К» и графитовых электродов для нужд армии. Одновременно занимался обучением военных летчиков, работал директором «Московского завода слабых токов», возглавлял «Товарищество Б. С. Маслеников и Ко».

В 1919 году он работал на заводе акционерного общества «Пулемет»; в 1920 году открыл кустарное предприятие по выпуску огнеупорных кирпичей; получил приглашение на строительство телеграфно-телефонного завода; в 1921 году принял участие в строительстве «Трансатлантической Радиостанции» в Богородске (построена так и не была), а по приглашению К. Станиславского и В. Немировича-Данченко руководил строительной частью реставрации Московского художественного театра.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ