Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Марчуков, Андрей Владиславович

Марчуков, Андрей Владиславович

Историки

российский историк и публицист


Андрей Владиславович Марчуков (род. 1977 в Москве) — российский историк и публицист. Кандидат исторических наук (2004).

Биография

Родился в 1977 году в Москве. В 1999 году с отличием окончил Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Украинское национальное движение в УССР в 1920—1930-е годы». В настоящее время работает в Институте российской истории РАН. Область научных интересов – формирование наций и национальных идентичностей на восточнославянском (русском) этническом пространстве, идеология и практика украинского национализма, этническая история России, "Русский вопрос". Автор двух монографий и около 80 печатных работ в российских и зарубежных печатных и электронных изданиях. Выступает в качестве эксперта по историческим и общественно-политическим проблемам на телевидении и радио.

Критика

Труды Марчукова часто подвергаются критике со стороны профессиональных историков.

Украинский историк Андрей Портнов утверждает, что книга Марчукова об украинском национальном движении находится «за пределами науки», а автор «не приложил даже минимальных усилий, чтоб его текст выглядел хотя бы частично нейтральным». Портнов отмечает непоследовательность применения Марчуковым конструктивистской парадигмы (которую, по мнению Портнова, Марчуков прилагает только к украинскому национальному проекту, оставляя вопрос о русской нации в рамках примордиализма); в украинском движении Марчуков видит лишь «отрицающую доминанту», основанную на «ненависти» к России. Кроме того, по словам Портнова, в работе Марчукова представлены «аргументы для реабилитации тоталитаризма в его крайнем, сталинистском, проявлении». По мнению историка Геннадия Ефименко, книга Марчукова является украинофобской, а все утверждения автора дедуктивным методом выводятся из «аксиом» о тысячелетнем существовании Русского мира и российской великодержавности; тем не менее он отметил введение в научный оборот большого количества ранее неизвестных документальных источников и пионерский характер исследования подобного рода в российской исторической науке. По мнению историка Михаила Гаухмана, Марчуков в своих построениях исходит из открыто декларируемых консервативных и шовинистических позиций. Историк Владислав Верстюк также считает, что «не слишком привлекательный» характер украинского национального движения в трудах Марчукова является прямым следствием постулата о существовании «тысячелетнего Русского мира»; по мнению Верстюка, внимание Марчукова приковано к поиску случайных и субъективных факторов развития украинского национального движения, хотя выводы автора по вопросу его связи с созданием УССР он называет «вполне приемлемыми».

Польско-белорусский историк Андрей Тихомиров следующим образом отозвался о работах Марчукова:

Для текстов Марчукова характерен радикальный конструктивизм по отношению к украинской нации (и при этом полностью телеологическая трактовка российской), реабилитация сталинского тоталитаризма, апология концепции «советского народа» и определение «русского мира» (в него должны входить русские, белорусы и (только) восточные украинцы)... конструктивистская методология используется не столько в целях деконструкции исторических и политических мифов, сколько для распространения украинофобного дискурса.

Российский историк Алексей Миллер заявил, что ему неинтересно вести полемику с авторами такого уровня, как Марчуков, а текст Марчукова «Операция „Голодомор“» охарактеризовал как «постыдный» (ведущий украинский исследователь Голодомора Станислав Кульчицкий отозвался о той же статье как о «скандальной», а Андрей Портнов - как о написанной «в традициях советской пропаганды»). В рецензии на монографию Марчукова «Украина в русском сознании. Николай Гоголь и его время» кандидат филологических наук Инна Булкина выразила мнение, что «перед нами скорее публицистический памфлет, нежели историческое исследование, и к нему вряд ли имеет смысл предъявлять претензии историографического или литературоведческого толка», а также заявила, что Марчуков не владеет инструментами и механизмами социологического анализа массового сознания, а используемые им литературные цитаты зачастую вторичны.

Монографии

  • 1) Украинское национальное движение. УССР. 1920 – 1930-е годы. Цели, методы, результаты. М., Наука, 2006. 599 с.
  • 2) Украина в русском сознании. Николай Гоголь и его время. М.: REGNUM, 2011. 294 с. С картами и иллюстрациями

(доступна для скачивания: http://www.iarex.ru/books_sort4/page5.html)

Коллективные монографии

  • Образы регионов в общественном сознании и культуре России (XVII—XIX вв.) / Трепавлов В.В., Марчуков А.В., Федосова Э.П., Гатагова Л.С., Бекмаханова Н.Е. Тула: Гриф и К, 2011. 352 с.

Избранные статьи, размещённые в сети Интернет

  • Марчуков А. Малорусский проект: о решении украинско-русского национального вопроса // http://www.regnum.ru/news/1470788.html (ИА REGNUM)
  • Андрей Марчуков. Голод 1932 – 1933 гг. или «геноцид украинцев»? //

www.regnum.ru/news/748191.html(ИА REGNUM). (печатный вариант - статья "Операция "голодомор"", «Родина». 2007. №1).

  • Андрей Марчуков. Николай Гоголь: о русском единстве и украинстве //

http://www.rian.ru/gogol/20090319/165394687.html (РИА Новости)

  • Андрей Марчуков. «"Козье болото" и Майдан-2: очередное обострение старой про-блемы»// http://www.regnum.ru/news/polit/1757446.html (ИА REGNUM)

Избранные статьи

  • Марчуков А.В. Переяславская Рада в идеологической системе украинства: вехи истории // Вестник Юго-Западной Руси. 2006. № 1. С. 40 – 53.
  • Марчуков А.В. Православие, нация и общество: духовно-ментальное единство Украины в свете церковных расколов (ХХ век) // Церковь в истории России. М., 2007. С. 426 – 452. Сборник 7.
  • Марчуков А.В. К вопросу о фальсификациях истории на Украине // Сборник Русского исторического общества. М., 2011. Т.11 (159). С. 143–161.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ