Порфирий Денисович Мартынович (25 февраля 1856, с. Стрюковцы Константиноградского уезда Полтавской губернии — 15 декабря 1933, Красноград, Харьковской области) — украинский и советский художник, график, фольклорист и этнограф.
Биография
Родился в семье чиновника — секретаря уездного суда. После учёбы в местном пансионе отец отдал его в 1876 году в Харьковскую классическую гимназию. В 1873-1881 годах обучался в Петербургской Императорской Академии художеств, но из-за болезни обучение не закончил; следовал советам И. Н. Крамского.
Во время учёбы в 1877 году получил большую серебряную медаль. Экспонент Товарищества передвижников.
Будучи студентом петербургской Академии художеств, послужил моделью для создания образа одного из казаков в картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин писал этого персонажа с гипсовой маски, снятой с Мартыновича во время практических занятий в Академии.
В 1922-1933 годах П. Мартынович работал научным сотрудником Красноградского краеведческого музея.
15 декабря 1933 года Порфирия Мартиновича не стало. Он умер от голода. Он был одним из немногих горожан-интеллигентов, кто разделил судьбу с крестьянством.
Творчество
П. Мартынович — автор многих самобытных портретов национальных типов украинских крестьян и полтавских казаков, иллюстраций к поэме И. Котляревского «Энеида» (13 композиций маслом и итальянским карандашом 1873—1884 гг.).
Художник выполнил ряд зарисовок народного быта, традиционного убранства, видов края, деревянных храмов и домов, колоритных и характерных типов чумаков, реликвий их хозяйства.
Писал маслом бытовые композиции.
Изучал также украинскую народную одежду и сделал много зарисовок карандашом и этюды маслом, как целых комплектов, так и отдельных предметов костюма.
С 1885 за кисть он уже не брался, но не перестал записывать фольклор, произведения путешествующих певцов-музыкантов.
Хотя Мартынович и не достиг полной творческой зрелости, но то немногое, что ему удалось создать за короткие годы активной творческой жизни, говорит о его незаурядном и оригинальном даровании. В его небольших полотнах нетрудно заметить воздействие украинской национальной традиции Шевченко, а также влияние русской демократической живописи (особенно В. Г. Перова).
Избранные произведения
- «У канцелярии волостного писаря» (1879, Киевский музей украинского искусства),
- парные портреты художника-передвижника И. Крамского и его жены Софии (1878-79),
- портреты друзей-студентов О. Сластёна, М. Бруни (1877), М.Егорова (1878),
- графические портреты Оксаны Буштрымихи из села Добреньки (1875),
- кобзаря Ивана Крюковского из Лохвицы (1878),
- «В казенках Академии Искусств» (1877-80, Киевский музей украинского искусства),
- портрет деда Грицька Гончара,
- «Убранство хаты казака Григория Гончара в Веремиевке»,
- портреты
- Олекса Бондарь,
- «Слепой»,
- Трохим Мироненко,
- Паско Гнучий,
- Яков Кричака и др.
Результаты его этнографических исследований вошли в сборник, изданный в 1906 году в Киеве, под названием «Украинские записки Порфирия Мартыновича».
Работы П. Мартыновича |