Иван Петрович Мартос (1754— 5 (17) апреля 1835) — русский скульптор-монументалист.
Биография
Иван Мартос родился в 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. — ректором и наконец в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.
Был пожалован чином действительного статского советника.
Умер Мартос в Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище.
Произведения
- бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге.;
- барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
- памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска;
- скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка;
- памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804—1818);
- мраморная статуя Екатерины II, в зале Московского дворянского собрания;
- бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала;
- памятник Александра I в Таганроге;
- памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823—1828);
- памятник князя Потемкина в Херсоне;
- памятник Ломоносова в Холмогорах;
- надгробие Прасковьи Брюс;
- надгробный памятник Турчанинова;
- памятник кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре;
- памятник тайной советнице Карнеевой (Лашкаревой) Елене Сергеевне, в Александро-Невской лавре;
- «Актеон»;
- памятник Ломоносову в Архангельске перед зданием АГТУ;
- надгробие С. С. Волконской (1782)
- надгробие М. П. Собакиной (1782)
- надгробие Е. С. Куракиной (1792)
- надгробие К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина
-
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому, 1818
-
Памятник де Ришельё в Одессе, 1828
-
Надгробие С.С. Волконской, 1782
-
Памятник Ломоносову в Архангельске, 1832
Семья
Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрёне Львовне, фамилия которой неизвестна. Она умерла 6.01.1807 г. от чахотки в возрасте 43 лет. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.
Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старшей её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.