Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Маркони, Леонард

Маркони, Леонард

Скульптура

06 октября 1835 - 01 апреля 1899

львовский скульптор, педагог итальянского происхождения


Леонард Маркони (итал. Leonard Marconi; 6 октября 1835, Варшава — 1 апреля 1899, Львов) — львовский скульптор, педагог итальянского происхождения. Мастер архитектурной пластики эпохи историзма.

Биография

Леонард Маркони родился 6 октября 1835 года в Варшаве. Родом из династии архитекторов, скульпторов и живописцев, выходцев из Мантуи. Отец — скульптор Ферранте Маркони приехал в Варшаву в 1828 году по приглашению своего брата, Генрика Маркони, который уже в то время был известным архитектором в Польше.

Леонард был одним из семерых детей Ферранте. Первые уроки скульптуры получал в мастерской отца. Потом учился в Варшавской школе искусств (1856—1857) у Константина Хейдля и в Римской академии св. Луки (1859—1861) у Адамо Тадолини. Учась в Риме, получил награду лучшего ученика, а также золотую и две серебряные медали академии. Некоторое время работал вместе с отцом. Потом 12 лет в мастерской совместно с шурином Анджеем Прушинский (мужем сестры Аделаиды). Варшавское наследие Маркони почти полностью было уничтожено во время Второй мировой войне. Последняя масштабная постройка, украшенная Маркони — дворец Кронеберга, была уничтожена 1963 года для строительства гостиницы «Виктория». В варшавском периоде творчества ощутимо сильное влияние итальянского классицизма.

1873 году назначен на должность «профессора чрезвычайного» на кафедру рисунка и моделирования в Львовской политехнике. Поселился во Львове в январе 1874 года. 1879 года в селе Берездовцы Львовской основал мастерскую по изготовлению изделий из алебастра. В 1892 году занимал должность декана архитектурного факультета. Участвовал в конкурсе на лучший проект Художественно-промышленного музея с собственным проектом. Однако для реализации на конкурсе был выбран проект Юзефа Каэтана Яновского, в котором Маркони был автором скульптурного убранства. В 1876—1878 годах восстанавливал отделки замковой часовни в Бережанах по заказу графа Станислава Потоцкого. В 1877 году выставлял свои работы на полеводческой-промышленной выставке в Киеве. 1880—1890 года занимается скульптурным убранством львовских зданий. Основным материалом для его работ была смесь цемента и гидравлической извести. В начале Львовского периода своей деятельности активно изучал породы песчаников и известняков Восточной Галиции. Результаты своих исследований опубликовал в статьях журнала Gos z miasta (1877). Маркони имел особую страсть к архитектуре. Он рисовал проекты фасадов и участвовал почти во всех архитектурных конкурсах во Львове и других городах Польши. Несмотря на то, часто соавторами его проектов были архитекторы. Под конец львовского периода творчества в области стилистики склоняется к необарокко.

С января 1874 года проживал на улице Зигмунтовский 10 (ныне улица Гоголя). Построил собственный дом на углу улиц Антоновича и Русовых, где проживал вместе с семьей с декабря 1878 года. Имел пять дочерей и двух сыновей.

В последние годы жизни Маркони натыкался на все большую враждебность со стороны художественных критиков и коллег по цеху. Известно, об особой неприязни скульптора Фаддея Баронча, который на страницах газеты Kurjer Lwowski раздувал конфликт вокруг памятника Яну Собескому. Затягивалось судебное дело в споре с Юзефом Каетаном Яновским насчет авторства проекта Художественно-промышленного музея. Тяжелым ударом стала смерть Юлиана Захаревича — «приятеля артистического» как его называл Маркони. Инициатива добычи алебастра в Берездовцы оказалась неуспешной и скульптор попал в серьезные долги. В конце 1899 года начала обостряться давняя проблема здоровья Маркони — туберкулез.

Умер ночью с 1 на 2 апреля 1899 года. Похоронен на Лычаковском кладбище, недалеко от Юлиана Захаревича. После смерти Маркони, возглавляемая им кафедра был расформирована. Предприятие по добыче алебастра в Берездовцы пришли упадок. Судебный иск против Ю. К. Яновского был проигран (от имени Маркони выступила его вдова).

Мастерская

Ателье Леонарда Маркони в Львовской Политехнике стало чем-то вроде артистической школы. В разное время на работах были задействованы позже известные деятели изобразительного искусства. Такими в частности были: Михал Адам Созанский, Гавриил Красуцкий, Петр Войтович, Петр Гарасимович, И. Вдовицький. Вместе с Маркони в 1874 году с Варшавы во Львов прибыли несколько его друзей и ассистентов. В частности Михал Корпало, Кароль Клос, также возможно и Анджей Прушинский. Благодаря поддержки зятя, Антона Попеля, на работу были взяты Теобальда Оркасевича.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ