Асма бинт Абу Бакр аль-Курашия ат-Таймийя (араб. ; 595—692) — сподвижница исламского пророка Мухаммеда, дочь первого халифа Абу Бакра ас-Сиддика. Ее дед – Абу Кухафа (отец Абу Бакра), брат – Абдуррахман ибн Абу Бакр, сестра – Аиша (жена Пророка), муж – аз-Зубайр ибн аль-Аввам, которого Пророк Мухаммед назвал своим апостолом, а сын её – это Абдулла ибн аз-Зубайр. Она родилась в доме знания, благородства, чести и достоинства.
Биография
Асма была дочерью ближайшего друга пророка Мухаммеда, Абу Бакра ас-Сиддика. Её мать звали Кутайла бинт Абд аль-Уза. У неё был родной брат — Абдуллах ибн Абу Бакр, сёстры Аиша и Умм Кульсум, а также сводные братья Абдуррахман и Мухаммад. У неё также была мачеха по имени Умм Руман бинт Амир и сводный брат ат-Туфайл ибн аль-Хариса аль-Азди.
Родители Асмы развелись до начала пророческой миссии Мухаммеда. После развода родителей она осталась в доме отца.
Асма была одной из первых принявших ислам. В списке «тех, кто принял ислам по приглашению Абу Бакра» составленном Ибн Исхаком она стоит на 15 месте.
Во время переселения пророка Мухаммед и Абу Бакра в Медину (Ясриб), Асма приносила им еду в пещеру Саур. Она сама рассказывает о своей первой борьбе в начале пути призыва к Исламу: «Я готовила снаряжение Пророка в доме своего отца, когда они собирались выйти в путь для переселения. К сожалению, я не могла найти ничего, чем можно было бы закрепить снаряжение и провиант. Я сказала: «Отец, я не могу ничего найти, кроме своего пояса» Он сказал мне: «Раздели свой пояс вдоль на две части и закрепи ими». Поэтому я и получила имя Зату-Нитакайн (обладательница двух поясов)».
Асма вышла замуж за известного сподвижника аз-Зубайра ибн аль-Аввама, это было еще до переселения в Медину. Аз-Зубайр был сыном Сафийи бинт Абдульмутталиб, тётки пророка Мухаммеда по отцу. Аз-Зубайр не был богатым, напротив, он был очень бедным и не имел ничего, кроме дома, в котором жил, коня, на котором ездил, и сабли. Несмотря на это, Асма была довольна своим мужем. Да и как могло быть иначе, ведь Аз-Зубайр был одним из первых мусульман, который так же, как и сама Асма, стал свидетелем появления Ислама.
Асма всегда была преданной аз-Зубайру, терпеливой, несмотря на его бедность и крайне стеснённое положение. Асма говорила: «Когда аз-Зубейр женился на мне, у него не было ни имущества, ни раба. У него вообще ничего не было, кроме лошади. Я занималась тем, что кормила его лошадь, ухаживала за ней, выгуливала её, молола для нее вымоченные финиковые косточки, которыми я её кормила, поила водой и расчесывала ей гриву. Также я месила тесто, но у меня не получалось хорошо печь хлеб, и мне помогали мои соседки из ансаров. Это были очень хорошие и честные женщины. Я носила косточки с участка аз-Зубайра, который был выделен ему Посланником Аллаха. Каждый день я ходила на расстояние двух третей фарсаха, неся корзину с косточками на голове. Однажды по пути я встретила Посланника Аллаха, идущего в окружении своих сподвижников. Он предложил мне сесть на верховое животное, но я постеснялась идти вместе с мужчинами, вспомнив аз-Зубайра и его ревность, ведь он был одним из самых ревнивых людей. Посланник Аллаха понял, что я стесняюсь, и они пошли дальше. Когда я рассказала об этом аз-Зубайру, он сказал: «То, что тебе приходится носить эти косточки, тяжелее для меня чем, если бы ты села верхом». После этого Абу Бакр дал мне слугу, который избавил меня от необходимости смотреть за лошадью. Я чувствовала себя так, словно он освободил меня из рабства».
Несмотря на бедность аз-Зубайра, Асма была очень великодушной и щедрой женщиной, рука её всегда была открыта для всех, кто нуждался в её помощи. Своим дочерям она говорила: «Расходуйте, давайте милостыню, не копите излишки, ведь если вы будете копить излишки, то вам это ничего не прибавит, а если отдадите, то не почувствуете потери».
Асма стремилась к тому, чтобы неуклонно придерживаться правильного образа действий во всём, она желала, чтобы каждый её поступок вёл к довольству Всевышнего Аллаха. Даже самые близкие родственные связи и любовь к родителям не могли заставить её пойти наперекор воле Аллаха и Его Посланника. Сообщается, что однажды в Медину прибыла из Мекки мать Асмы,