Майкл Манн (англ. Michael Mann; род. 18 мая 1942 года в Манчестере, Великобритания) — исторический макросоциолог, представитель неовеберианской школы социально-политических исследований. Заслуженный профессор социологии в Университете Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA), почётный профессор Кембриджского университета с 2010 года. Манн имеет двойное гражданство: британское и американское.
Биография
В 1964 году Майкл Манн получает диплом Оксфордского университета в области государственного и социального управления (англ. Diploma in Public & Social Administration), а в 1971 году в том же университете — докторскую степень по социологии (англ. D. Phil. in Sociology).
В 1984 году Майкл Манн публикует одну из ключевых своих работ: «Автономная власть государства: истоки, механизмы и результаты» (англ. The Autonomous Power of the State), где рассматривает природу деспотической и инфраструктурной власти современного государства.
В последующем Манн работает над снискавшим ему общемировую известность четырёхтомником «Источники социальной власти» (англ. The Sources of Social Power; первый том вышел в 1986 году, второй и третий — в 1993-м, четвёртый - в 2012 году, в издательстве Cambridge University Press). В 2003 году выходит книга «Некогерентная империя» (англ. Incoheret Empire Introduction), где Майкл Манн подвергает критическому анализу внешнеполитический курс США, усматривая в нём неуклюжую попытку восстановления неоимпериализма.
Концепция автономной власти государства
Базис идей Майкла Манна строится на попытке преодоления классических теорий государства (марксистской, либеральной и функционалистской), которые, по его мнению, несмотря на разность подходов, обретают общность в редукции государства к месту, арене борьбы классов или заинтересованных групп. Реабилитируя пространство автономии государственной власти, Манн находит его в соотношении внутриполитического, экономического/идеологического, милитаристского и геополитического измерений.
В логике своих рассуждений Манн следует за немецким историком Отто Хинце, развивая далее его идею двухмерности государства по отношению к структуре социальных классов (групп), а также создаваемого самим государством внешнего заказа. На стыке этих отношений и формируется пространство автономии государственной власти, как самостоятельного актора общественных процессов.
Майкл Манн пишет по этому поводу: «поскольку государства реагируют на воздействие двух типов лоббистских и групповых интересов, это позволяет создать определённое „пространство“ в котором государственная элита, играя с классами против военных фракций и других государств, бронирует место для собственной автономной власти. Сопоставление двух типов даёт нам элементарный отсчёт автономии государственной власти».
Природа деспотической и инфраструктурной власти государства
Следующая доминанта концепции Манна относится к определению двух смысловых типов государственной власти. Первый — деспотический, под которым понимается неограниченная, основанная на теории божественного происхождения власть. В качестве иллюстрирующей метафоры Майкл Манн приводит образ Червонной Королевы, персонажа кэролловской «Алисы в стране чудес», прихоть которой могла стоить головы любому из её подданных.
Но есть и второй смысл — инфраструктурное государство, проникающее сквозь структуру общественных отношений и создающее необходимые логистические связи для реализации и распространения собственных политических решений. По словам Майкла Манна:
«инфраструктурная власть — это институциональная возможность централизованного государства, деспотического или нет, реализовывать свои решения в пределах собственного пространства. Это коллективная власть, „власть сквозь“ общество, координирующее общественную жизнь через государственную инфраструктуру. Государство определяется как совокупность центральных и радиальных институтов, проникающих через его территорию».
Деспотическая власть государства, и Манн это подчёркивает, редко проявляет способность держаться сколь угодно долгое время. Её успехи сомнительны, поскольку испытывается недостаток эффективных логистических структур для проникновения и координирования общественных процессов.