Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Маний Аквилий (консул 101 года до н. э.)

Маний Аквилий (консул 101 года до н. э.)

Ораторы

Марка Антония Оратора


Маний Аквилий (лат. Manius Aquilius; умер в 88 году до н. э.) — древнеримский военачальник и политический деятель, консул 101 года до н. э. Сделал карьеру при поддержке Гая Мария, в армии которого он служил. В 100 году до н. э. в качестве проконсула подавил восстание рабов в Сицилии. Позже был привлечён к суду за злоупотребления в провинции, но его оправдали благодаря блистательной речи защитника — Марка Антония Оратора. В 90 году возглавил дипломатическую миссию на Востоке и фактически спровоцировал Первую Митридатову войну. Потерпел поражение, попал в плен к понтийскому царю Митридату VI и был казнён.

Биография

Карьера

Маний Аквилий принадлежал к старинному роду Аквилиев и был, вероятно, сыном консула 129 года до н. э., носившего то же имя. Он впервые упоминается в источниках под 103 годом до н. э. как легат в армии Гая Мария, которая в Нарбонской Галлии прикрывала Италию от нашествия германцев. Тем не менее согласно lex Villia Аквилий должен был занимать претуру не позже 104 года до н. э.

В эти годы Марий был самым влиятельным человеком в Риме: он не только сам становился консулом пять раз подряд (даты выборов — 105—101 годы до н. э.), но и фактически имел возможность выбирать себе коллег. В конце 103 года он оставил Аквилия во главе армии, чтобы съездить в Рим и добиться своего переизбрания в паре с Квинтом Лутацием Катулом; годом позже, после победы над тевтонами при Аквах Секстиевых, уже сам Аквилий стал коллегой Мария по консульству. Но Кимврскую войну Марий закончил совместно с Катулом, который тогда был уже проконсулом; Аквилий же был направлен на юг.

Ещё в 104 году до н. э. началось восстание рабов в Сицилии, принявшее опасные масштабы. Два претора, Луций Лициний Лукулл и Гай Сервилий, не смогли его подавить и были за это подвергнуты судебному преследованию. Наконец, в 101 году командование поручили одному из консулов. Если под командованием Лукулла находилась 17-тысячная армия, то Аквилий, вероятно, возглавил ещё более крупные силы. В большом сражении он лично сразился с вождём восстания Афинионом и убил его. Сам консул был ранен в этом поединке в голову, но поправился и продолжил военные действия. Остатки повстанцев заняли оборону в крепостях; Аквилий заставил все эти крепости сдаться, лишив их защитников продовольствия. Последняя тысяча мятежников во главе с Сатиром сдалась и была отправлена в Рим, на гладиаторские игры. Здесь пленные «привели свои жизни к наиболее славному концу»: вместо того, чтобы сражаться с дикими зверями на потеху публике, они перебили друг друга.

Войну Аквилий закончил уже в 100 году, в качестве проконсула. Солдаты провозгласили его императором, а сенат удостоил овации.

Судебный процесс

В 90-е годы Маний Аквилий был привлечён к суду по обвинению в злоупотреблениях властью. Более точная дата процесса неизвестна: эпитоматор Ливия поместил рассказ об этих событиях в периоху 70-й книги, охватывающей обширный период с 99 по 92 годы до н. э., причём последовательность событий внутри периохи ничего не даёт: порядок мог быть и произвольным. Одни исследователи считают, что этот процесс скорее мог произойти в середине десятилетия, другие относят его к 98 или 97 году до н. э.

Обвинителем был некий Луций Фуфий, малоизвестный человек и плохой оратор. Вина подсудимого казалась вполне очевидной, поскольку Аквилий, по словам германского историка В.Ине, «был храб­рым и заслу­жен­ным пол­ко­вод­цем, но так же, как его отец и боль­шин­ство това­ри­щей по сосло­вию, на служ­бе Рес­пуб­ли­ке… не забы­вал о соб­ствен­ной выго­де». Цицерон сообщает, что Аквилия обличали многочисленные свидетельские показания. Но старый покровитель подсудимого Гай Марий счёл обвинение направленным против него лично. Неизвестно, были ли у него на это основания и стояли ли за Фуфием более влиятельные люди; по мнению некоторых учёных, процесс Аквилия стоит в одном ряду с процессами Норбана, Марцелла и Тита Матриния, целью которых было потеснить слабеющего победителя германцев. Чтобы добиться оправдательного приговора и сохранить таким образом своё влияние, Марий привлёк к участию в процессе в качестве защитника одного из двух лучших ораторов эпохи — Марка Антония. Последний, вероятно, только благодаря поддержке Мария смог добиться консульства на 99 год до н. э. и теперь должен был оказать ответную услугу.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ