Карл Карлович Лопяло (1914—1979) — художник, архитектор, график, живописец, автор множества графических реконструкций известных памятников архитектуры, защитник культурного наследия России, активный деятель Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Он жил и работал в Москве, здесь судьба свела его с замечательными людьми, оказавшими большое влияние на его дальнейшую творческую деятельность, — с Игорем Грабарем и Петром Барановским.
Совместно с Петром Дмитриевичем неутомимо производились исследования, обмеры, графические фиксации разнообразных сооружений города. Карл Карлович выполнял прекрасные рисунки-реконструкции, акварели, целые панорамы памятников Москвы.
Биография
Карл Карлович Лопяло родился 5 ноября 1914 года в Петрограде, в семье рабочего-слесаря. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в город Рославль. Удивительно ярко сохранились в его памяти события детства, проведенного в Рославле и потом в Москве, о них он писал в своей незавершенной «Автобиографии». Рисовать начал очень рано, занимался этим с увлечением.
Отец Карла Карловича, Карл Кастанович Лопяло, работал на партийной работе, потом на профсоюзной, но одновременно занимался литературной деятельностью, писал статьи по строительству и приветствовал желание сына заниматься рисованием.
Переезд в Москву в 1924 году сыграл в жизни Карла Карловича немалую роль. Он оказался в большом городе, где его окружала удивительная архитектура.
Вот как он сам написал о своих первых впечатлениях о Москве: «…над морем людских голов нам раскрылась величественная архитектурная панорама Белорусской площади с грандиозным монументом на ней — Триумфальной аркой Бове. Она воплощала в себе идею торжества русского народа над интервентами …и была более величественной, нежели арка Константина в Риме, даже на целый метр выше, не считая шестерки венчающих её коней. …Арка сияла солнечным блеском своих плоскостей со скульптурными украшениями. Все скульптуры, капители и стволы колонн были отлиты из чугуна. Масштабность арки была такова, что люди по отношению к ней казались муравьями. Поистине она была одним из чудес мировой архитектуры…»
Начиная с этого первого впечатления Москва не переставала удивлять и восхищать его своими памятниками.
В 1925 году он поступает в 53-ю школу, которую заканчивает в мае 1930 года. В это время Карлу Карловичу довелось увидеть, как разбирали Сухареву башню.
Он вспоминал: "…Началась разборка Сухаревой башни. Разбирали её вручную целый месяц. …Мало что понимая в архитектуре, я сделал с разных точек наброски разборки Сухаревой башни. Большинство москвичей относились к этому явлению равнодушно. Меня поразил только один пожилой человек это был дворник. Мне запомнилось (и я часто это вспоминаю), как он, усатый, стоял, смотрел на Сухареву башню и плакал. Его спросили: «Что вы плачете, у вас что-то болит?» На что он ответил: «Плачут не от боли, а от обиды. Я плачу от обиды за Сухареву башню».
Быть может, именно с этого эпизода берет своё начало одно из качеств его творческой личности: способность к сопереживанию за судьбу памятников культуры и архитектуры.
По окончании школы Карл Карлович учился в Московском дорожном техникуме и одновременно работал на строительстве посёлка в Измайлове каменщиком, штукатуром, маляром. С третьего курса техникума в 1933 году он ушёл учиться в Московский архитектурный институт. В 1935 году, учась в институте, работал в сельскохозяйственном кабинете Академии архитектуры СССР. В этих же годах по проекту К. К. Лопяло были построены в селе Голубовке Середино-Будского района Черниговской области мельница-электростанция и несколько типов жилых домов. Проект генеральной перестройки села был почти полностью выполнен в натуре. Во время Великой Отечественной войны большинство построек Голубовки погибло.
В марте 1939 года Карл Карлович окончил Московский архитектурный институт по факультету жилых и общественных сооружений. Его дипломный проект на защите получил похвальный отзыв А. В. Щусева и оценку «отлично».