Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лившиц, Лев Яковлевич

Лившиц, Лев Яковлевич

Литературоведы

литературовед, педагог, литературный и театральный критик


Лев Яковлевич Лившиц (псевдоним — Лев Жаданов; 1920, Мелекесс — 1965, Харьков) — литературовед, педагог, литературный и театральный критик. Специализировался на русской и советской литературе и драматургии.

Биография

Родился 14 августа 1920 года в городе Мелекессе (ныне Димитровград). Отец — Яков Копелевич (Константинович) Лившиц происходил из рижской семьи богатых лесопромышленников. После революции работал бухгалтером на деревообрабатывающих фабриках. Мать — Циля Карловна Шейнкман происходила из семьи раввинов и купцов города Жлобин. После революции — домохозяйка. В 1922 году семья переехала в Харьков.

В 1937 году, по окончании средней школы, поступил на историко-филологический факультет Харьковского государственного университета им. М. Горького (ХГУ). С началом Великой отечественной войны, в 1941 году, ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что имел бронь как сталинский стипендиат. Служил военным корреспондентом газеты 18-й армии «Знамя Родины», затем политруком в разведке пехоты. Был ранен.

В 1945 году вернулся в Харьков, и закончил университет. Защитил диплом по пьесе «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.

В 1947 году Л. Я. Лившиц поступил в аспирантуру при кафедре русской и советской литературы филологического факультета ХГУ. Одновременно стал сотрудником отдела культуры харьковской газеты «Красное знамя». С этого времени начинает регулярно публиковать на её страницах театральные рецензии под псевдонимом Л. Жаданов (нередко совместно с Б. Л. Милявским). Публиковался также со статьями на театральные темы в периодических изданиях Киева и Москвы.

В марте 1949 года был обвинен в космополитизме, исключен из партии и аспирантуры, а также уволен с работы в газете. Подобные обвинения и подобные меры общественного воздействия в то время означали только одно: вскоре будут приняты и меры карательные. В апреле 1950 года Л. Я. Лившиц был арестован и осужден по статье 58 на 10 лет. Отбывал срок в лагере неподалеку от Челябинска. В августе 1954 года был освобожден и вернулся в Харьков.

Восстановился в аспирантуре и всего за 10 месяцев написал диссертацию по новой теме «Драматическая сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина „Тени“». После защиты в июне 1955 года, по личному указанию ректора ХГУ академика И. Н. Буланкина, был восстановлен на работе в университете на своей кафедре. В 1957—1959 годах в соавторстве с М. Г. Зельдовичем составил хрестоматию критических материалов «Русская литература ХIХ века», выпущенную сначала в Харькове, а затем трижды переизданную в Москве, в издательстве «Высшая школа».

В 1957—1965 годах Л. Я. Лившиц провел огромную работу по сбору и систематизации материалов для написания монографии о жизни и творчестве И. Э. Бабеля. В 1963—1964 годах Л. Я. Лившиц напечатал ряд статей о творчестве И. Э. Бабеля, а также опубликовал и републиковал неизвестные и малоизвестные работы Бабеля, сопроводив их научными комментариями.

28 февраля 1965 года Лев Лившиц внезапно умер от приступа сердечной недостаточности.

Исследование жизни и творчества И. Э. Бабеля

С 1957 года Л. Я. Лившиц начал собирать материалы к творческой биографии Исаака Бабеля, став одним из первых исследователей его жизни и творчества в период так называемой «оттепели». Тесно общаясь с вдовой писателя А. Н. Пирожковой и другими людьми, близко знавшими И. Э. Бабеля, к 1965 году Л. Я. Лившиц собрал наиболее обширный и полный для своего времени бабелевский архив. О ценности этого архива свидетельствует то, что после смерти Лившица в 1965 году его хотел приобрести ЦГАЛИ.

Лившиц является автором статьи «К творческой биографии Исаака Бабеля» (Вопр. лит-ры., 1964, № 4), в которой впервые в истории бабелеведения устанавливается подлинная хронология написания «Одесских рассказов» и «Конармии», принципиальная для творческой эволюции писателя.

В 1963 году в журнале «Искусстве кино»(№ 5) Л. Я. Лившицем был опубликован доселе неизвестный киносценарий Бабеля «Старая площадь, 4».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ