Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Либаков, Михаил Вадимович

Либаков, Михаил Вадимович

Живопись

11 сентября 1889 - 25 марта 1953

российский, советский театральный художник, актёр 1-й студии Художественного театра


Михаил Вадимович Либаков (11 сентября 1889 — 25 марта 1953) — российский, советский театральный художник, актёр 1-й студии Художественного театра.

Биография

Михаил (Моисей) Либаков родился в семье купца 1-й гильдии Мордуха Лейбова Либакова и был самым младшим ребёнком в семье, где росли пять сыновей. Четверо из пяти братьев Либаковых приняли христианство (трое из них перешли в православие, а один принял евангелическо-лютеранскую религию). Михаил Либаков принял крещение по православному обряду 31 июля 1911 года, в 22-летнем возрасте.

В 1900-х годах учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, где входил в круг молодых витебских художников — Марка Шагала, Осипа Цадкина, Ильи (Рувима) Мазеля. Илья Мазель позднее вспоминал о совместной учёбе с Михаилом Либаковым: «Мы часто бродили с альбомами по улицам города и рисовали убогие еврейские лачуги, а когда к Пэну поступил Шагал, то мы втроем занимались зарисовками витебских улиц».

В начале 1910-х годов Михаил Либаков переехал в Москву. С 1913 по 1929 год работал художником-декоратором и актером в 1-й студии Художественного театра (МХАТ 2-й). Как актёр ни в студийных спектаклях, ни в позднейших работах МХАТ 2-го не выделялся, хотя участвовал во многих спектаклях. Гораздо более существенной была работа Либакова как театрального художника.

«Оформлением спектакля по Диккенсу „Сверчок на печи“ (1913—1914) Либаков заслужил уважение и симпатию Константина Станиславского, Леопольда Сулержицкого и Александра Бенуа. Особую известность ему принесла работа над спектаклями „Гамлет“ (1924) и „Петербург“ (1925) по роману Андрея Белого».

— Людмила Хмельницкая. Витебское окружение Марка Шагала (Виктор Меклер, Тея Брахман, Оскар Мещанинов, Осип Цадкин, Михаил Либаков, Рувим Мазель).

Михаил Либаков отметился также работой в книжной графике: в 1918 году он самостоятельно оформил книгу Николая Эфроса «„Сверчок на печи. Инсценированный рассказа Ч. Диккенса“. Студия Московского Художественного театра», а в 1925 году участвовал в совместной работе с Сегеем Чехониным над изданием «Московский Художественный театр второй».

Творческая многогранность и мастеровитость Либакова органично соответствовала духу разносторонней самодостаточности 1-й студии Художественного театра:

«Навык все сделать своими руками нарабатывался в Первой студии. Своими были художники, как М. В. Либаков; авторы музыки, как Н. Н. Рахманов; создатели вещественного мира (М. Чехов вместе с Сулержицким обставлял жилье Калеба в „Сверчке“). Сами обеспечивали литературную основу: Б. М. Сушкевич инсценировал Диккенса…».

— Инна Соловьева. «Король квадратной республики» // МХАТ Второй....

Внешние изображения
Эскиз костюма для мистрис Мэри Пирибингль к спектаклю «Сверчок на печи»[8]
Эскиз костюма для Тэкльтона к спектаклю «Сверчок на печи»[9]
«Студия Московского Художественного театра» (иллюстрация в книге Н. Эфроса «Сверчок на печи…»)[10]

Когда после сезона 1928/29 г. Либаков готовился к уходу из 2-го МХАТа, Михаил Чехов горячо поддерживал намерения «выписать» художника за рубеж, но Либаков из СССР не выехал. В первой половине 1930-х принимал участие в постановках Московского театра оперетты и Малого театра. В последующие годы работал как театральный художник в Ялте, Одессе, Херсоне, Киеве.

В 1920 году Михал Либаков принял участие в создании Ильей Мазелем и Александром Владычуком ашхабадской художественной студии, получившей название «Ударная школа искусств Востока» (УШИВ).

Умер в Ленинградском доме ветеранов сцены, где поселился с января 1952 года вместе с женой, актрисой театра и кино Валентиной Ефимовной Куинджи (01.08.1893 — 06.06.1969).

Сценография

В 1-й студии Художественного театра:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ