Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ли Чэн

Ли Чэн

Живопись

китайский художник-пейзажист, поэт, теоретик живописи


Ли Чэн (кит. ; второе имя Сянь Си; 919—967) — китайский художник-пейзажист, поэт, теоретик живописи.

Биография

Ли Чэн происходил из знатной семьи ученых-конфуцианцев, принадлежавшей к правящему танскому клану. Все предки Ли были в своё время известными учёными - конфуцианцами и чиновниками. Сдав государственный экзамен на степень цзиньши, однако никогда не поступал на государственную службу. Творческая деятельность Ли Чэна пришлась на период Пяти династий (907-960) и начало правления династии Сун (960 - 1279). Согласно историческим источникам, художник жил и работал в трёх городах, сначала в старой танской столице Чанани, затем в городе Инцю в Цзинчжоу, и закончил свои дни в сунской столице Кайфыне. Начав с изучения и копирования произведений Цзин Хао и Гуань Туна художник впоследствии выработал свою манеру и стал основателем стиля "затуманенных деревьев в ровной дали", который обрёл известность среди мастеров пейзажа. В изображении людских фигур в пейзаже Ли Чэн часто кооперировался с Ван Сяо, художником, даты жизни и смерти которого неизвестны.

В период существования царства Позднее Чжоу (951-960) Ли примкнул к сторонникам новой всекитайской династии - Сун (960-1279), и вскоре после её воцарения был приглашён в столицу, став членом Академии Ханьлинь и получив от императора почётный титул "гуанлу-чэн" (имеющий светлые заслуги). Судя по описанию жившего в XI веке историка и критика искусства Го Жосюя, Ли Чэн редко отзывался на приглашения знатных и богатых вельмож, но предпочитал путешествовать по провинции, изучая природу. В одном из таких путешествий он заболел и скончался в 967 году. Его сын Ли Цзюэ был выдающимся знатоком конфуцианского канона и принципов искусства. Подобно отцу он стал членом Академии Ханьлинь, а император Тай-цзу (927-976) поручил ему чтение лекций по классической конфуцианской литературе.

Живописная манера Ли Чэна была не столько техничной и аналитической, сколько интуитивной. Исследователи его творчества считают, что сливая отдельные детали и предметы картины в единый образ, он стремился выразить принцип "ли" - центральное понятие неоконфуцианской философии в его время, который придавал равновесие и гармонию бесчисленному количеству вещей в мире. Как художник, Ли Чэн был одним из продолжателей Цзин Хао и, наряду с Гуань Туном, Фань Куанем, стал одним из основоположников жанра монохромной пейзажной живописи, который стал необычайно популярен в периоды Пяти Династий и Сун. В своём творчестве он сумел соединить северную и южную живописные традиции, величественные горные пейзажи Цзин Хао и Гуань Туна с "бледной тушью и светлыми туманами" цзяннаньских мастеров. Более поздние авторы считали его основателем "сунского пейзажного стиля", имевшего множество последователей. Одним из самых выдающихся его учеников и продолжателей был известный пейзажист Го Си. Кроме достижений в области пейзажа Ли Чэн прославился игрой в шахматы, музицированием на цине, а также как прозаик и историк.

Художественное творчество

Так как Ли Чэн имел множество последователей, копиистов и фальсификаторов уже в древности, выделение среди сохранившихся работ близкие к оригиналу представляет определенную сложность. В настоящее время наиболее близкими подлинным работам мастера считаются копии XII—XVII веков:

  • Путники в зимнем лесу (Сосны и камни) — музей Метрополитен
  • Буддийский храм в горах — коллекция Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити
  • Читающий стелу — музей в Осака
  • Зимний пейзаж — Гугун

В его работах монументальность сочетается с тщательным исполнением отдельных деталей. Возможно, Ли Чэн первым применил угловые или диагональные композиции, в которых свободное пространство свитка начинает играть активную роль, расширяя границы свитка. Он устраняет замкнутость пространства. Ли Чэн выдвигает на первый план какую-либо деталь композиции и противопоставляет этой детали широкие просторы заднего плана.

Го Си считал, что мастерство художника-пейзажиста заключается в умении передать пространство с помощью «трех далей»: даль высокую (высоту гор), даль глубокую (пространство за горой и ровную даль. Непосредственные предшественники Ли Чэна (Цзин Хао, Гуань Тун) и он сам отдали значительную дань своего умения созданию композиций вертикальных свитков, в которых величественная картина мира отображалась высокими горами, занимающими основное пространство свитка. В свитке «Путники в зимнем лесу» он выступает с композиционным новшеством «ровных далей», которое не получило однозначного одобрения. Однако Го Жосюй, Ми Фэй и Го Си высоко оценили это композиционное новшество.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ