Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Леви бен Авраам бен Хаим

Леви бен Авраам бен Хаим

Философы

еврейский философ, усвоивший крайние рационалистические взгляды и подвергнутый осуждению и отлучению лидерами единоверцев


Леви бен Авраам бен Хаим (1245—1250, Вильфранш-де-Конфлан — после 1315, Арль) — еврейский философ, усвоивший крайние рационалистические взгляды и подвергнутый осуждению и отлучению лидерами единоверцев. Был беден и жил в скитаниях (Перпиньян, Монпелье, Арль), зарабатывая преподаванием наук и языков, написал один из первых энциклопедических трудов на иврите. Этот труд был приговорён к сожжению и дошёл до нас лишь частично. Леви бен Авраам был, по всей видимости, дедом по матери Герсонида, который тоже подвергался острой критике. Согласно Э. Ренану, Авраам бен Хаим, отец Леви бен Хаима, родился в Нарбонне, которую оставил из-за стеснённого материального положения. Авраам был учёным талмудистом, а также поэтом, и его некоторые произведения в жанре «Пиют» вошли в молитвенники евреев Франции.

Творчество

Нагрудные украшения и амулеты

Леви написал в 1276 году энциклопедическую поэму ивр. « » («Batei ha-Nefesh ve-ha-Lekhashim», «Нагрудные украшения и амулеты»), всего 1826 дистихов, хронологически предшествовавшую «Диадеме мудрости». Поэма состоит из десяти томов, каждый из которых посвящён отдельной теме: этика, логика, учение о сотворении мира, психология, пророчество, метафизика, математика (арифметика и геометрия), учение о небе (астрономия и астрология), натуральная философия, теология. Автор пояснил, что энциклопедия (ивр. « », «khibur kolel») необходима для развития истинной религии, так как маймонидовское основополагающее сочинение «Путеводитель растерянных» уже предполагает знакомство с наукой, а не излагает её. В то время как сочинение Леви предоставляет прекрасную возможность ознакомиться со всеми важными науками, а также содержит и комментарии к некоторым трактатам Талмуда. На это сочинение было написано несколько комментариев. Автор также описывает, что он не решался браться за сочинение, но потом на него нашло божественное вдохновение. В конце книги, однако, он пишет, что данного сочинения недостаточно и объявляет о планах написать «Диадему милости».

Диадема милости

Наиболее известное произведение Леви бен Авраам — своего рода научная энциклопедия в шести томах «Диадема милости» (ивр. (Leviyat Khen)), не дошедшая до нас целиком. Начата сразу после завершения в 1276 году предыдущего произведения «Нагрудные украшения и амулеты» и писались около двадцати лет.

Книга сильно структурирована, сначала делится на два «столба» — данные полученные разумом или же традицией, затем на части, главы, «ворота» и параграфы. Книга дошла до нас только частично, так, от второй главы, посвящённой математике есть только несколько страниц.

Определённое место занимает там и «божественная наука» (теология, метафизика), которая делится у него на разделы, занимающиеся бесконечностью, пространством, временем, причинностью, доказательствами существования Бога, его единством, именами и др.

Библия последовательно толковалась у Леви в духе аллегоризма. Так, он объяснял, что ангелы и херувимы являются аристотелевскими отделёнными интеллектами, а главный из них, называемый в мидраше именем Сандальфон, совпадет с Активным Интеллектом. «ивр. » («hashmal», «сияние, электричество») из книги Иезикииля он толковал, как и Мудрецы Талмуда как слово сложенное из двух: «hash», «mal», то есть «молчащие» и «говорящие». По мысли Леви в «Диадеме милости» это означает Активный Интеллект, который говорит, лишь когда получает эманацию от Всевышнего. Тем не менее, Леви сохраняет и простой исторический смысл повествовательных мест Писания. Многие чудеса, описанные в Танахе, Леви объясняет сугубо рационалистически, его учение о душе несёт следы влияния как Платона, так и Аристотеля.

Что касается заповедей, Леви всегда твёрдо стоит на традиционном соблюдении заповедей и соблюдал их сам по свидетельству современников. Он много занимасля разъяснением смысла заповедей, многом из них он придавал рационалистический смысл в духе Маймонида с некоторыми нововведениями. Так, про заповедь обрезание он пишет, как и Маймонид, что она призвана ослабить половое влечение. Согласно Леви, и этого уже нет у Маймонида, обрезание избавляет человека от греха поедания плода с дерева познания добра и зла («первородный грех»), делает его чистым и освобождает для учения, добрых дел и создания семьи в чистоте. На обычный упрёк христиан, что обрезание не относится к женщинам, в отличие от христианского обряда крещения, Леви отвечает, что обрезание уменьшает также половую страсть жены обрезанного, так его член ослабевает. Именно это, по Леви, имели в виду Мудрецы Талмуда, когда говорили, что «после связи с необрезанным женщине трудно вернуться к обрезанному». Помимо этого, обрезание, по Леви, есть знак, объединяющий евреев в диаспоре. Маймонид не мог привести подобное соображение, так как он жил среди обрезанных мусульман.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ