Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лашкарёв, Сергей Сергеевич

Лашкарёв, Сергей Сергеевич

Активисты

общественный деятель России, инициатор и основатель Петербургского комитета грамотности, один из организаторов народного просвещения


Сергей Сергеевич Лашкарёв (1816—1869) — общественный деятель России, инициатор и основатель Петербургского комитета грамотности, один из организаторов народного просвещения.

Биография

В 1836 году окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил на службу в Министерство иностранных дел, но затем вышел в отставку и занялся изучением сельского хозяйства, управляя имением своего отца, С. С. Лашкарёва в Куйвози.

В 1843 году Лашкарёв напечатал в «Журнале министерства государственных имуществ» отчет по сельскому хозяйству имения, которым он управлял, а также ряд статей. Эти работы Лашкарёва обратили на себя внимание, и он был избран членом-корреспондентом ученого комитета министерства государственных имуществ.

В 1844 году Лашкарёв вновь поступил на государственную службу, но уже по профилю сельского хозяйства, проблемами которого он усиленно занимался.

Заветной мечтой Лашкарёва было учредить при Вольном экономическом обществе, членом которого он являлся, комитет грамотности в Петербурге для распространения первоначального образования. За её проведение он последовательно боролся в продолжение 13 лет. «Можно представить себе, сколько нужно было иметь настойчивости и энергии, чтобы не бросить этого дела, а добиться осуществления своей заветной мысли».

Первая попытка в этом направлении относится ещё к 1847 году, когда при Московском обществе сельского хозяйства удалось учредить комитет грамотности. Лашкарёв предложил Вольному экономическому обществу учредить при нём комитет для содействия распространению грамотности, преимущественно среди крестьян, лишенных сравнительно с другими классами населения, возможности получить образование. Он хотел, чтобы особенное внимание было обращено на образование девочек. Период реакции, вызванный революционными событиями в Европе, помешал осуществлению целей Лашкарёва. Дело, начатое им, затянулось, и в ближайшие годы нужно было оставит всякую мысль об учреждении какого бы то ни было частного общества для содействия народному образованию.

Но уже в 1857 и 1859 годах Лашкарёв напечатал в «Журнале сельского хозяйства» две статьи, вновь доказывая необходимость учреждения комитета грамотности. По его подсчетам, в первой половине 50-х годов среди помещечьих крестьян грамоте обучались из 1000 детей всего 1.

В 1859 году Лашкарёв снова внёс в Вольное экономическое общество предложение об основании комитета грамотности. Наконец, 1 декабря оно было принято общим собранием Общества. На этом заседании в члены будущего комитета записались 35 человек. Затем состоялся ряд совещаний учредителей, на которых обсуждался проект о правилах комитета, составленный Лашкарёвым. На этих заседаниях он сообщал обо всем значительном и интересном в области народного образования. Например, ознакомил с проектом общества по распространению грамотности и первоначального образования, составленным И. С. Тургеневым.

По докладу Лашкарёва Вольное экономическое общество 7 апреля 1861 году учредило комитет грамотности при своем отделении вспомогательных наук.

В 1861 году Лашкарёв как инициатор и основатель комитета грамотности был избран его председателем и находился на этим посту до 1864 года. И в последующие годы он не оставлял комитет и занимался его делами до самой смерти.

Учреждались воскресные школы, поднимались вопросы об учительских семинарах, в провинциальных городах одна за другой делались попытки учреждать общества народного образования. И. С. Тургенев составляет проект Общества распространения образования, Л. Н. Толстой работает в своей школе и издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Кружки частных лиц учреждают народные библиотеки, организовывают лекции для народа, мечтают о народных музеях.

Одной из самых светлых сторон деятельности комитета было открытие в Петербурге школы для подготовки сельских учительниц. Комитет выступил пионером в вопросе допущения женщин к занятию учительских мест.

Важным в деятельности комитета было основание в 1863 году собственного журнала «Занятия комитета грамотности».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ