Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лайтоллер, Чарльз

Лайтоллер, Чарльз

Флот

30 марта 1874 - 08 декабря 1952

английский моряк, дослужившийся до звания commander , кавалер креста «За выдающиеся заслуги» и других наград


Чарльз Герберт Лайтоллер (англ. Charles Herbert Lightoller; 30 марта 1874 — 8 декабря 1952) — английский моряк, дослужившийся до звания commander (соответствует капитану 2-го ранга), кавалер креста «За выдающиеся заслуги» и других наград. Был вторым помощником капитана на борту «Титаника» и самым старшим по званию офицером, выжившим в кораблекрушении. Во время Первой мировой войны был награждён за отвагу, позже, будучи уже морским офицером в отставке, был повторно отмечен наградой за участие в эвакуации союзных войск из Дюнкерка.

Начало морской карьеры

Чарльз Лайтоллер родился в небольшом торгово-промышленном городке в Ланкашире, Англия. Мать умерла вскоре после его рождения, отец, к тому времени как Чарльзу исполнилось 13 лет, устроил сына на фабрику по переработке хлопка и отправился в Новую Зеландию. Чарльза не привлекала тяжёлая фабричная работа, и он устроился юнгой на судно Примроуз Хилл. В 21 год, обойдя под парусами половину мира, пережив кораблекрушение, пожар в открытом море и сильнейший циклон — Лайтоллер получил удостоверение помощника капитана и перешёл из парусного флота в пароходный. Следующие три года он служил в королевском почтовом флоте Африки, где чуть не умер от тяжёлого приступа малярии.

После этого он на время покинул морскую службу ради того, чтобы поучаствовать в золотой лихорадке на Клондайке. Однако дело не выгорело, и ему приходится перебиваться случайными заработками. Безбилетником на товарных поездах ему удалось пересечь Канаду и, устроившись ковбоем, добраться-таки обратно в Англию, где он снова продолжил морскую карьеру устроившись в Уайт Стар Лайн.

Инцидент в Форте Денисона

В это время в Британском содружестве в самом разгаре была вторая англо-бурская война в которой активное участие принимали солдаты из Австралии. Так как это был первый конфликт, в котором принимала участие теперь уже независимая Австралия, всё внимание нации было приковано к Южной Африке. В этой неспокойной ситуации особо заметной оказалась шутка, автором которой был Лайтоллер и сотоварищи. В 1900 году судно Медик, на борту которого служил в то время Чарльз, пришвартовалось в порту Сиднея. Узнав о том, сколько внимания уделялось южноафриканскому конфликту, Лайтоллер и ещё четыре матроса решили разыграть местное население. Рано утром на небольшой лодочке они подгребли к Форту Денисон в гавани Сиднея и незаметно подвесили самодельный флаг буров на громоотвод крепости. Зарядив крепостную пушку большим количеством пороха и разной трухой, они зажгли длинный, пятидесятифутовый фитиль и незаметно скрылись. Резкий взрыв ранним утром и флаг противников вызвал панику в городе, местные газеты требовали судить проказников, парламент Нового Южного Уэльса даже поднимал вопрос о повышении обороноспособности гавани, однако хватило возмещения ущерба и публичного извинения от Уайт Стар Лайн. Но, как оказалось, это не стало концом карьеры Чарльза Лайтоллера, в некотором смысле даже наоборот: за то, что он сам взял ответственность за инцидент на себя лично и не согласился выдать соучастников, он был переведён на северо-атлантические линии, что можно было рассматривать как повышение.

«Титаник»

Проработав несколько лет на судах «Маджестик» и «Океаник», Чарльз зарекомендовал себя способным моряком и продвинулся по службе от третьего до первого помощника. В это время к своему первому плаванию готовился новый пассажирский лайнер — «Титаник». Чарльз был приглашён первым помощником на время испытательных плаваний, а позже, из-за перестановки в экипаже, он утверждается на должность второго помощника.

В ночь на 15 апреля 1912 года, Чарльз Лайтоллер нёс последнюю вахту перед столкновением с айсбергом. В назначенный час его сменил Уильям Мёрдок, но в тот момент, когда Чарльз уже ложился спать, он почувствовал резкий удар. Вскоре он, вместе с другими офицерами, был вызван на мостик и узнал судьбу судна. Он сразу приступил к эвакуации пассажиров с левого борта, очень тщательно придерживаясь правила «сначала женщины и дети», в результате чего множество мест в шлюпках были незаполнены, так как желающих покидать кажущийся более безопасным Титаник в первые моменты крушения было мало и Лайтоллер отправлял шлюпки полупустыми, не позволяя садиться в них мужчинам. Мужчины садились в шлюпки на левом борту только если нужны были гребцы. В какой-то момент он даже пригрозил оружием занявшим лодку мужчинам. Спасательных шлюпок заметно не хватало, и Чарльз с другими офицерами отправились за лёгкими складными шлюпками Коллапсибл системы Эндельгарда. В тот момент, когда Лайтоллер освобождал складную шлюпку Б, «Титаник» резко стал уходить под воду. Спрыгнув с корабля, Чарльз вначале инстинктивно направился в сторону марса, торчавшего из воды, но вспомнив, что находиться рядом с кораблём в то время, как он тонет, опасно, попытался отплыть в сторону. Чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту, он доплыл до складной шлюпки Б, которая плавала вверх дном. Оторвавшаяся и упавшая в океан рядом с ним труба «Титаника» отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву. Всего на перевёрнутой шлюпке оказалось 30 человек, Лайтоллер пытался их как-то организовать, но тщетно. К рассвету их подобрали шлюпки с корабля «Карпатия», к тому времени на Коллапсибл Б оставалось уже 27 человек. Это были последние спасённые пассажиры «Титаника», Лайтоллер помогал поднимать пассажиров и сам взошёл на борт последним.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ