Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Курицын, Фёдор Васильевич

Курицын, Фёдор Васильевич

Чиновники

русский государственный деятель из боярского рода Курицыных дипломат, думный дьяк, писатель, один из наиболее влиятельных сторонников ереси «жидовствующих»


Фёдор Васильевич Курицын (ум. после 1500) — русский государственный деятель из боярского рода Курицыных (см. Список родов, внесённых в Бархатную книгу) дипломат, думный дьяк, писатель, один из наиболее влиятельных сторонников ереси «жидовствующих». Приближенный Ивана III, современник Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Брат Ивана Волка, также дьяка на дипломатической службе.

Дипломат

После 1482 года был послан к венгерскому королю Матвею Корвину и молдавскому господарю Стефану Великому для заключения союза против Польши, с ответной миссией. Он вернулся до августа 1485 года, привезя договор, содержавший утверждение «братства и любви» между державами. В январе 1489 года посол императора Священной Римской империи Фридриха III и его сына Максимилиана — Николай Поппель совершил бестактность, предложив Ивану III королевскую корону. Федор Курицын прочел послу декларацию о полном суверенитете власти русского государя.

Был в составе делегации, в присутствии которой великий князь литовский Александр Ягеллончик подписал мирный договор с Иваном III в 1494 году, этот же договор утверждал условия брака великого князя с дочерью Ивана III Еленой. До 1500 года Федор был одним из руководителей русской внешней политики и дипломатии, занимал должность управляющего посольскими делами (фактически «министра иностранных дел»). После 1500 года сведений о нём в источниках нет.

Писатель

Автор ряда литературных произведений, из которых сохранились философское стихотворение «Лаодикийское послание» и повесть «Сказание о Дракуле». По мнению Льва Черепнина, участвовал в составлении Судебника 1497 года.

Борьба за власть и ересь

В окружении Ивана III противоборствовали две партии. Одна поддерживала царского внука Дмитрия Ивановича и его мать Елену Волошанку, дочь молдавского правителя Стефана III, другая — второго сына Ивана III, будущего царя Василия III и его мать Софью Палеолог. Федор примыкал к первой группировке, наряду с князьями Иваном Патрикеевым и Семеном Ивановичем Ряполовским. Многие члены этой партии сочувственно относились к ереси жидовствующих (московско-новгородской ереси), одно время и Иван III относился к ереси снисходительно. Иосиф Волоцкий в письме архимандриту Митрофану вспоминал духовные беседы с Иваном III в 1503 году, где царь назвал Курицына главой одной из ересей, московского кружка еретиков. Курицын критиковал монашество, рассуждал о широко понимаемой свободе воли человека («самовластии души»).

В 1502 году были лишены власти и попали в заточение его покровители при дворе великого князя Ивана III — внук Ивана III Дмитрий и его мать Елена). В 1504 году был казнен брат Фёдора Курицына Иван Волк. Точная судьба самого Фёдора Курицына неизвестна.

Семья и потомки

Несмотря на опалу Фёдора Курицына, его сын Афанасий занимал видное положение при Василии III. Потомки Федора продолжали участвовать в государственной и политической жизни вплоть до 1600-х годов.

Источники

  • Сказание о Дракуле // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7. СПб., 1999.
  • Лаодикийское послание Федора Курицына // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7. СПб., 1999.

Литература

  • Я. С. Лурье. Курицын Федор Васильевич, посольский дьяк./Словарь книжников и книжности Древней Руси.
  • Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982.
  • Вернадский Г. В. Россия в средние века

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ