Михайлина Фоминична Коцюбинская (1931 — 2011) — советский филолог и литературовед, активная участница движения шестидесятников. Племянница классика украинской литературы М. М. Коцюбинского (дочь его младшего брата Фомы).
Биография
Родилась 18 декабря 1931 года в Виннице (ныне Украина), где ее отец создавал и руководил музеем писателя Михаила Коцюбинского. Мать — Екатерина Бедризова, крымская армянка по происхождению, познакомилась с Фомой в Киеве, в детском доме, где оба были педагогами. В 1929 году Бедризову-Коцюбинскую обвинили в украинском национализме, и только армянское происхождение спасло ее от включения до уголовного дела на членов т. н. Союза Освобождения Украины.
В 1935 году— семья переехала в Чернигов, где отец создал и руководил музеем Михаила Коцюбинского, в 1941 году была эвакуирована в Уфу.
Окончила филологический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко (1949–1954) по специальности «украинский язык и литература», там же — аспирантуру. В 1958 году под руководством академика А. И. Белецкого защитила кандидатскую диссертацию «Поэтика Шевченко и украинский романтизм».
С ноября 1957 года по 1968 год — мл. н. с., ст. н. с. отдела теории литературы и шевченковедения Института литературы имени Т. Г. Шевченко АН УССР. Исследовала язык художественных произведений, поэтику Т. Г. Шевченко, художественную индивидуальность М. Коцюбинского, специфику образного мышления и его эволюцию в украинской литературе.
Участница движения шестидесятников
Михайлина Коцюбинская была также активным участником движения шестидесятников — нон-конформистской группы украинской интеллигенции. Участница протеста после просмотра фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» против арестов 1965 года украинской интеллигенции. Из-за этого
- в 1966 году исключена из рядов КПСС;
- переведена в другой отдел Института литературы;
- монография о Т. Г. Шевченко не включена в план изданий;
- запрет публиковаться в советской печати;
- 1968 — уволена из Института как не прошедшая аттестацию;
- почти год искала работу, учитывая негласный запрет на ее трудоустройство.
Направила письмо-протест руководителю КПУ В.Щербицкому, где требовала освободить из-под ареста Надежду Светличную.
В 1989 году — восстановлена в СПУ.
Среда
Своими духовными наставниками считала переводчика Г. П. Кочура и писателя генерации Расстрелянного возрождения Б. Д. Антоненко-Давидовича. Исключительный влияние произвели на нее Е. А. Сверстюк, И. А. Светличный, Ю. В. Бадзё и другие шестидесятники, объединенные в Клубе Творческой Молодежи. Дружила с А. А. Горской, Е. М. Апанович, Л. В. Костенко, Зиновией Геник-Березовской с Праги.
После 1992 года
С 1992 года — ст. н. с. отдела рукописных фондов и текстологии Института литературы имени Т. Г. Шевченко НАН Украины. Была председателем редакционной коллегии академического собрания сочинений В. Стуса в 6 томах (1994—1997). В последние годы работала как составитель и комментатор над собранием сочинений В. М. Чорновила в 10 томах (издается с 2002 года).
Автор статей, эссе, воспоминаний, критически-мемуарных публикаций о В. Стуса, И. Светличного, З. Геник-Березовская, П. Г. Тычине, Е. Сверстюка, Н. В. Суровцевой, Б. Антоненко-Давидовича. Обладая особой интуицией, почувствовала все возрастающий интерес к художественной документалистики как самостоятельного художественного явления и всесторонне проанализировала этот специфический вид словесного творчества. Тщательно изучала воспоминания, дневники, эпистолярии писателей. Опубликовала письма В. Стуса, А. Олеся, О. Ольжича, В. С. Стефаника, В. Волк. Принимала активное участие в общественной жизни.
В 2008 году стала почетным доктором НаУКМА.
Умерла 7 января 2011 года от осложнений гриппа. Общественная панихида, которую вел академик Н. Г. Жулинский, состоялась в киевском Доме учителя. Также выступали Б. Н. Горынь, К. Сигов. Отпетый владыкой Евстратием во Владимирском соборе УПЦ (КП). Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.,