Сергей Адамович Колбасьев (3 (15) марта 1899 , Одесса, Херсонская губерния, Российская империя—25 октября 1937/30 октября 1942) — русский и советский моряк, прозаик-маринист, поэт, радиолюбитель, энтузиаст джаза.
Биография
Родился в Одессе в семье коллежского асессора Адама Викторовича Колбасьева и уроженки Мальты Эмилии Элеоноры (Эмилии Петровны) Каруана. Во многом благодаря матери Сергей Колбасьев с детства владел английским, французским, немецким и итальянским языками. Сохранился шутливый юбилейный диплом, которым в 1929 году, к своему 30-летию, Сергей Колбасьев наградил свою мать за «высококвалифицированные услуги и неустанные труды на благо российской литературы».
Учился в петербургской гимназии Лентовской, с 1915 года, по примеру братьев отца, — в Морском кадетском корпусе. Практику проходил в 1917 году на миноносце «Свирепый», участвовал в боевых действиях против турецкого флота.
Морская служба
После закрытия корпуса и досрочного выпуска в марте 1918 года, был направлен на Северный флот, где служил переводчиком при союзной миссии. Перед интервенцией уехал в Петроград.
В составе Рабоче-крестьянского Красного Флота проходил службу на Балтийском флоте на линкоре «Петропавловск» и артиллеристом на эскадренном миноносце «Москвитянин», на котором 15 октября 1918 года ушёл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань. По май 1919 года служил старшим помощником командира эсминца «Прыткий» в составе Волжско-Каспийской флотилии.
Осенью 1919 года на линкоре «Петропавловск» участвовал в обороне Петрограда.
С июля 1920 года служил командиром канонерской лодки «Знамя социализма» и, одновременно, командиром дивизиона канонерских лодок Азовской флотилии. С февраля 1920 года по февраль 1921 года был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Черного моря. В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература» и уволен в запас.
В 1931—1932 годах Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин» и «Карл Маркс» в качестве штурмана, затем флаг-связиста дивизиона эсминцев. В 1937 году Колбасьеву было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что соответствовало званию капитан-лейтенанта в военно-морском флоте.
Дипломатическая работа
Работал переводчиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве (вернулся на родину из-за конфликта с главой миссии Ф. Ф. Раскольниковым), и в 1923—1928 годах — в торговом представительстве в Хельсинки. Затем там же, в Хельсинки, заведовал экспортом и импортом радиооборудования.
Творческая деятельность
Во время службы на Чёрном море летом 1921 года познакомился с Николаем Гумилёвым и решил заняться литературой.
В 1921 году вернулся в Петроград. Вместе с Н. Тихоновым и К. Вагиновым вступил в литературную группу «Островитяне». В сборнике этой группы опубликовал пять первых стихотворений. По воспоминаниям Исая Рахтанова, именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Николай Тихонов испытал сильное влияние Редьярда Киплинга.
В Ленинграде Колбасьев стал членом «Литературного объединения Красной Армии и Флота». В журнале «Вокруг света» писатель опубликовал роман-игру «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931). Около 1930 года он написал научно-популярную книжку для юношества о радиотехнике, писал очерки о социалистическом строительстве в городе и на селе.
Колбасьев продолжил литературную деятельность, опубликовав книгу «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река». Главной темой произведений писателя была служба на кораблях Красного флота, со времён Гражданской войны до первой пятилетки. Совместно с литературным критиком Н. А. Коварским написал сценарий к фильму «Миноносец „Бауман“».
В своих рассказах Колбасьев описывает собственный опыт службы во флоте, уделяя большое внимание техническим подробностям. Его проза — чаще всего автобиографическая, — написана живо, но вовсе не плотно, не сжато; Колбасьев любит удивлять неожиданными поворотами сюжета и оживлять повествование прямой речью.
— Вольфганг Казак