Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Книжник-Ветров, Иван Сергеевич

Книжник-Ветров, Иван Сергеевич

Литературоведы

20 июня 1878 - 18 февраля 1965

русский и советский публицист, историк, библиограф, философ-анархист


Иван Сергеевич Книжник-Ветров (до крещения — Израиль Самойлович (по другим источникам — Соломонович) Бланк), 7 (20) июня 1878, Ананьев, Херсонская губерния, — 18 февраля 1965, Ленинград) — русский и советский публицист, историк, библиограф, философ-анархист. Труды по истории революционного народничества, его связей с 1-м Интернационалом и Парижской Коммуной.

На родине

И. С. Книжник-Ветров родился в бедной еврейской раввинской семье. Ценой огромных усилий ему удаётся получить среднее, а затем и высшее образование. С 1897 г., ещё будучи студентом Киевского университета, он начинает участвовать в революционном движении. В период так называемых «ветровских демонстраций» студентов осенью 1898 г. И. С. Книжник принимает псевдоним Ветров в память о петербургской курсистке Марии Ветровой, которая сожгла себя в Петропавловской крепости. За революционную деятельность юноша был в 1902 г. исключён из университета и арестован по делу о тайных студенческих организациях в Киевском университете. Он был посажен в тюрьму, а затем сослан на родину в г. Ананьев под надзор полиции. В революционном движении увлекался учением Л. Н. Толстого, пропагандировал толстовство. В 1903 г. он сдаёт экстерном экзамены за юридический факультет и получает университетский диплом. К 1903—1904 гг. относятся его первые выступления в печати. Это были стихи в киевской газете «Юго-Западная неделя», подписанные псевдонимом Андрей Верусин.

В эмиграции

В 1904 г. Книжник-Ветров был призван в армию, где вёл пропаганду против русско-японской войны. Предупреждённый о грозящем ему аресте, эмигрировал во Францию, по паспорту Бланка и прожил в Париже почти 5 лет. Там он встречается с Мережковскими, Дм. Философовым, Н. М. Минским, Андреем Белым, К. Бальмонтом, Б. В. Савинковым и другими. Также он сотрудничает с толстовцами и в социалистических журналах «L’ere nouvelle» («Новая эра»). С осени 1904 под влиянием идей анархизма сблизился с российской анархистской эмиграцией (М. И. Гольдсмит, А. С. Гроссманом, В. И. Федоровым-Забрежневым), изучает работы П. А. Кропоткина. Во время конференции «Союза Освобождения» в октябре 1904 г. И. С. Книжник-Ветров работал курьером между П. Б. Струве и типографией, где печаталось «Освобождение». Позднее он — член редакции кропоткинской анархистской газеты «Листки. Хлеб и Воля», где ведёт раздел «Хроника». (Лондон. 1906—1907). В 1906 году написал и опубликовал книгу «Анархизм: его теория и практика», (СПб., 1906). В сентябре 1906 участвовал в съезде российских анархистов (Лондон), выступил с докладом «Отношение коммунистов-анархистов к существующим в России политическим партиям».

Суть доклада сводилась к отрицанию роли межпартийных коалиций:

«…Между коммунистами-анархистами, с одной стороны, и либералами или социалистами, с другой — существует непроходимая пропасть. …Хотя социалисты стремятся к социализму подобно нам, но поскольку они и его желают опирать на насилие государства в будущем и поскольку стремятся к нему путём участия в государственной власти в настоящем, постольку они враждебны для нас не меньше либералов. Всем, до сих пор сказанным, сам собою даётся вполне отрицательный ответ на вопрос о возможности какого бы то ни было соглашения между нами и какой-либо из существующих политических партий».

— Анархисты. Документы и материалы. Т. 1. М. 1998. С. 261.

Выступал с докладами по теории и истории анархизма, проводил занятия в кружке еврейских рабочих и Народном университете 14-го округа Парижа. Помимо названных газет Книжник-Ветров публикуется в «Буревестнике» — газете «анархистов-коммунистов».

Наряду с именами Бакунина, Лозинского, Кропоткина, Раевского, Гогелия, Книжник-Ветров выдвигается в число ведущих российских теоретиков анархизма. Он — представитель русских анархистов в межпартийной кассе взаимопомощи. Но вскоре его взгляды претерпевают эволюцию: из ортодоксального последователя Кропоткина он становится приверженцем религиозно-мистического направления в анархизме. С 1908—1909 Книжник-Ветров — религиозный или христианский социалист.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ