Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кац, Борис Аронович

Кац, Борис Аронович

Литературоведы

День рождения 15 июля 1947

советский и российский музыковед и литературовед, культуролог, пушкинист, мандельштамовед


Борис Аронович Кац (род. 15 июля 1947) — советский и российский музыковед и литературовед, культуролог, пушкинист, мандельштамовед. Декан-организатор и профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. Член Союза композиторов России, член Международного Баховского общества.

Биография

1976 год — кандидат искусствоведения (диссертация на тему «Внутренняя организация вариационного цикла и её художественное значение», Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии).

1969—2000 годы — преподаватель, затем заведующий отделом теории и анализа Музыкального училища им. М. П. Мусоргского в Ленинграде.

В 2000 году — организовал факультет истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. Был избран его деканом, одновременно профессор. В число курсов, которые читает Б. Кац входят: «Взаимоотношения музыки и кинематографа», «Из истории русско-европейских художественных контактов. Ч.3. Музыкальные искусства», «Интерпретация художественного текста. Ч.3. Музыка», «О контактах литературы и музыки», «Семиотика искусств. Ч.3. Музыка».

Семья

  • Жена — историк литературы Вера Аркадьевна Мильчина.

Научные интересы

Теория культуры; взаимосвязь музыки, литературы и других видов искусства в русской культуре XVIII—XX веков; музыка эпохи барокко и XX века; методы структурного и интертекстуального анализа художественных текстов.

Опубликовал и исследовал музыкальные композиции Бориса Пастернака. Ряд работ посвящены музыкально-литературным аспектам творчества Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, А. С. Пушкина, а также музыке российского кинематографа и творчеству современных российских композиторов (Г. И. Уствольской, Б. И. Тищенко).. Исследования Б. Каца цитируются как российскими, так и зарубежными авторами, на них ссылаются в зарубежных учебниках для университетов (таких как Северо-Западный университет, обучение на степень доктора наук в Мичиганском университете и прочие.

Награды и премии

  • 1998 год — Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Библиография

  • «Стань музыкою, слово!»: Критические этюды. Из опыта претворения поэтической лирики в камерных вокальных циклах советских композиторов. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1983. — 151 с. — 18000 экз.
  • Времена — люди — музыка: Документальные повести о музыке и музыкантах / Б. Кац. — Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1983. — 104 с. Содержание: Сыновья своего отца: Из истории баховского наследия; Отец своего сына: Из жизни Леопольда Моцарта. — 20000 экз.
  • Музыка в зеркале поэзии: Поэтическая антология. Русская поэзия XVIII—XX века. Сборник стихов в 3-х выпусках / Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Каца. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1985. — Вып. 1: «Нам музыка звучит» — 1985. — 231 с. : — 15000 экз. Вып. 2: «В этих строчках — песня…» — 1986. — 192 с. — 40000 экз. Вып. 3: «Что в музыке?…». — 1987. — 301 с. — 46000 экз.
  • О музыке Бориса Тищенко: Опыт критического исследования — М.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1986. — 166 с. — 3900 экз.
  • Времена — люди — музыка: Документальные повести о музыке и музыкантах. — 2-е изд. — Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1988. — 141 с. Содержание: Сыновья своего отца: Из истории баховского наследия; Отец своего сына: Из жизни Л. Моцарта. — 45000 экз. — ISBN 5-7140-0014-5.
  • Простые истины киномузыки: Заметки о музыке А. Петрова в фильмах Г. Данелия и Э. Рязанова. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1988. — 229 с. — 16000 экз. — ISBN 5-85285-038-1.
  • Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1989. — 334 с. Перед вып. дан. 2-й авт.: Роман Давыдович Тименчик. — В приложении ноты произведений композиторов В. Сенилова, А. Козловского, А. Лурье на стихи А. Ахматовой. — 50000 экз. — ISBN 5-85285-094-2.
  • «Раскат импровизаций…»: Музыка в творчестве, судьбе и доме Бориса Пастернака. Сборник литературных, музыкальных и изобразительных материалов / Сост., вступ. ст. и коммент. Б. А. Каца. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1991. — 327 с. — 25000 экз. — ISBN 5-85285-150-3.
  • «Полон музыки, музы и муки»: стихи и проза Осипа Мандельштама. Составление, вступ. ст. и комментарии Б. Каца. Л.: Советский композитор, 1991. — 142 с.
  • Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии / Б. Кац. — СПб.: Композитор, 1997. — 271 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7379-0035-5.
  • Л. Гаккель, Б. Кац, Л. Мархасев, Н. Петрова. Четыре слова про Андрея Петрова. СПб.: КультИнформПресс, 2000. — 3000 экз. — ISBN 5-8392-0185-5
  • Эткиндовские чтения II—III. Составители: Полина Вахтина, Александр Долинин, Борис Кац. Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. — ISBN 5-94380-053-0
  • Одиннадцать вопросов к Пушкину: маленькие гипотезы с эпиграфом на месте послесловия / Борис Кац. — Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета, 2008. — 159 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-94380-074-0.
  • Katz, Boris. «To What Extent is Requiem a Requiem? Unheard Female Voices in Anna Akhmatova’s Requiem.» The Russian Review 57, no. 2 (April 1998): 253-63.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ