Кампаспа (др.-греч. , лат. Campaspe, Pancaspen, Pacate) — любовница царя Александра Македонского из фессалийского города Лариссы, ставшая источником вдохновения для художника Апеллеса.
Рождение легенды
О Кампаспе оставил свидетельство римский писатель I века Плиний Старший:
«Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнажённой. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в неё, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.»
Клавдий Элиан приводит слух, что Кампаспа была первой женщиной, с которой сблизился царь. Видимо имеется в виду первая женщина, которая привлекала Александра, так как с Калликсеной он спал еще в отрочестве.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что именно Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют также Фрину). В 1960 году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, некоторые из которых оказались в коллекциях римских полководцев.
Кампаспа — еще один факт холодного отношения великого царя к женщинам. Однако любовь Апеллеса к своей модели стала источником творческого вдохновения для художников позднего времени, а само имя Кампаспа стало почти нарицательным.
Сюжет в искусстве Нового времени
Некоторые картины:
- «Александр уступает Кампаспу Апеллесу», французский художник Ланглуа (1819 г.)
- «Александр Великий и Кампаспа в ателье Апеллеса», Тьеполо, XVIII в.
- барельеф Э.-М. Фальконе «Апеллес и Кампаспа»
- одноименное полотно, 1813 г., Ж.-Л. Давид.