Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Казанская, Мария Борисовна

Казанская, Мария Борисовна

Живопись

советский художник-живописец


Мария Борисовна Казанская (в замуж. Смирнова; 1914 (по другим источникам 1912), Санкт-Петербург — 1942, Ленинград) — советский художник-живописец. Ученица В. М. Ермолаевой.

Биография

Мария Борисовна Казанская родилась в Санкт-Петербурге в 1914 году.

Выросла в семье близко связанной с искусством. Её бабушка была двоюродной сестрой Михаила Врубеля; мать – Наталья Эрнестовна Радлова-Казанская (1887—1938) — дочь советского историка философии, филолога и переводчика Э. Л. Радлова, театральный педагог, актриса, автор книги “Работа над речью” (М.; Л., 1930), в 1920-х годах преподавала сценическую речь в ТРАМе и в других театрах; братья матери – художник Николай Эрнестович Радлов и актёр и режиссёр Сергей Эрнестович Радлов. Отец – Борис Васильевич Казанский (1889—1962) — российский филолог, профессор Ленинградского университета. Сестра — Татьяна Борисовна Казанская (1916—1989) — поэтесса, филолог и переводчица.

Начала рисовать в возрасте трёх лет. Окончив 9 классов школы, в 1931 году начала систематические занятия живописью.

По совету В. В. Лебедева пришла в мастерскую В. М. Ермолаевой. Мария Казанская начала учиться у В. М. Ермолаевой в 1929-34 гг. и, одновременно, училась в Академии Художеств у А. А. Осмеркина. Она входила в "домашний круг" К. С. Малевича, дружила с К. И. Рождественским, .

Мария Казанская была близка к группе художников «живописно-пластического реализма» (объединявшей К. И. Рождественского, В. В. Стерлигова, В. М. Ермолаеву, Л. А. Юдина и других художников).

Первая выставка работ Марии Казанской (не персональная, а коллективная) была устроена по инициативе В. В. Стерлигова, 29 марта 1934 года. Эта “выставка учеников” была организована на квартире художницы В. М. Ермолаевой. “Владимир Васильевич, договорившись с Верой Михайловной, решили устроить нашу совместную выставку – нашу с Олегом (Карташёвым и Александром Батуриным. – Е. С.) и Маруси Казанской. Происходило это на Васильевском острове (10 линия, 13, кв.2. – Е.С.), на квартире Веры Михайловны. <…> было обсуждение выставки, было довольно много народу, выступал какой-то искусствовед и довольно пространно говорил о некоторых наших работах”. Именно эта выставка упоминается в материалах следственного дела 1934-35 года. Послужила она и невольным поводом для последовавшего обвинения В. В. Стерлигова, А. Б. Батурина и В. М. Ермолаевой.

Была арестована 25 декабря 1934 года, одновременно с В. М. Ермолаевой , Л. С. Гальпериным , В. В. Стерлиговым, Н. И. Коган, как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова) Допрашивалась на следствии. 3 марта 1935 года следствие в отношении М. Б. Казанской было прекращено.

18 мая 1935 г. присутствовала на похоронах К. С. Малевича.

После ареста у Казанской обострилось наследственное психическое заболевание, передававшееся в семье Радловых по женской линии. В сентябре 1937 года прекратила занятия живописью. В сентябре 1941 года отец Казанской был назначен её опекуном. Семья М. Б. Казанской после ареста Веры Михайловны Ермолаевой спасла часть её работ; родители М. Б. Казанской посетили квартиру арестованной художницы и, найдя её не опечатанной, вынесли из неё часть работ Ермолаевой. Послевоенные выставки Марии Казанской и Веры Ермолаевой создавались в основном, на материале собрания семьи Казанских.

Весной 1942 года умерла от истощения в блокадном Ленинграде. Похоронена на Серафимовском кладбище.

Творчество

Первая послевоенная выставка М. Б. Казанской прошла весной 1960 года в квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. (Большой пр, 98, кв.30). Несмотря на то, что выставка была “квартирной”, на неё были разосланы пригласительные билеты.

Вторая персональная выставка прошла в 1976 году, в мастерской Т. Н. Глебовой на Петроградской стороне (ул. Ленина, д. 52, кв. 43). Т. Н. Глебова, устроившая эту выставку, писала о живописи Казанской:

Меня особенно привлекли её цветовая подвижная структурность при стихийности наложения мазков и цветовых пятен. При густом, пастозном наложении краски получается прозрачность и глубинность пространства при чистоте цветовых отношений.

Художественное наследие М. Б. Казанской составляет около 100 живописных работ и несколько сотен графических листов. Её творчество насыщено влияниями французской живописи конца XIX века (импрессионизм, сезаннизм, фовизм). Живописные и графические работы художницы присутствуют в таких крупных музейных собраниях, как Третьяковская галерея, Русский музей, Музей истории Санкт-Петербурга.В апреле 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась третья выставка работ М. Б. Казанской.

Библиография

  • Воспоминания Татьяны Борисовны Казанской, прочитанные на вечере памяти Веры Ермолаевой в ЛОСХ 18 мая 1972 г. Публикация стенограммы выступления, архив ЛОСХ РСФСР // Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, Ленинград, 1989 (книга издана без нумерации страниц).
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. М.: RA, 2004 (воспоминания Уны Малевич-Уриман: т. 2, с. 29; Павла Кондратьева: т. 2, с. 399; и др.)
  • А. Марочкина. М.Б. Казанская: Творческий портрет // Moderna – аvantgarda – postmoderna. Litteraria Humanitas XII. Brno. 2003. S. 363-371.
  • А. Н. Заинчковская. М. Б. Казанская: Материалы к творческой биографии // Страницы истории отечественного искусства 16-21 вв. СПб.: ГРМ, 2005. Вып. 11, с. 23-27.
  • Елена Спицына. О Марии Казанской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454-455.
  • Т. Н. Глебова. О выставке Марии Казанской в моей мастерской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454-459

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ