Мария Искьердо (исп. Mara Izquierdo, 30 октября 1902, по другим сведениям — 1906, Сан-Хуан-де-лос-Лагос — 3 декабря 1955, Мехико) — мексиканская художница.
Биография
В пять лет потеряла отца, с семьей бабушки жила в Агуаскальентес, Торреоне, Сальтильо. В школе Сальтильо начала учиться живописи. В 14 лет вышла замуж, родила троих детей, когда ей ещё не исполнилось двадцати. В 1927 приехала в Мехико, разошлась с мужем, поступила в художественную Академию Сан-Карлос, где училась в течение года. Слушала курс истории искусства, который читал видный мексиканский философ Антонио Касо. Познакомилась с Диего Риверой. Стала подругой Руфино Тамайо, он был её наставником в технике живописи (гуашь, акварель) и повлиял на её манеру в формативный период 1929—1933 годов.
После ухода из Академии жила в Агуаскальентес и Сальтильо. В 1944 снова вышла замуж, в 1953 и этот брак распался.
Первая персональная выставка Искьердо состоялась в галере Дворца изобразительных искусств в Мехико (1929, предисловие к каталогу написал Диего Ривера). В том же и следующем году её работы экспонировались в Нью-Йорке — это была первая выставка мексиканской художницы за пределами Мексики. С 1929 работала также в технике гравюры.
Творческая манера
Живопись Искьердо (пейзаж, портрет, натюрморт) отличается интенсивностью цветового решения. Её сближают с сюрреализмом, хотя она значительно ближе к народному искусству, примитиву, живописи Матисса. Её работы привлекли внимание Арто.
Работы online
- Retrato de Belem, 1928
- La Sopera, 1929
- El telfono, 1931
- Hombre con caballo, 1932
- Naturaleza muerta, 1932
- El domador, 1932
- Calvario, 1933
- Alegora del trabajo, 1936
- Alegora de la libertad, 1937
- La raqueta, 1938
- Caracoles, 1939
- Retrato de Juan Soriano, 1939
- Ensayo de Ballet, 1939
- El circo, 1939
- El mantel rojo, 1940
- El ronzal azul, 1940
- Estacin tropical, 1940
- Escena de circo, 1940
- El baile del oso, 1940
- Retrato de Mara Asnsolo, 1941
- El alhajero, 1942
- Mi ta, mi amiguito y yo, 1942
- Guachinango, 1943
- Troje, 1943
- Orqudeas, 1944
- Viernes de Dolores, 1944 — 45
- La tierra, 1945
- Coscomates, 1945
- Retrato de Edm Moya, 1945
- Zapata , 1945
- Payasos, 1945
- Autorretrato, 1946
- Naturaleza muerta con huachinangos, 1946
- Armario abierto, 1946
- Llamas de Machu Pichu, 1946
- Caballos en el ro, 1946
- El idilio, 1946
- La nia indiferente, 1947
- Autorretrato, 1947
- Alacena, 1947
- La soga, 1947
Признание
По фамилии художницы назван кратер на Меркурии ([1]).
В ноябре 2012 останки художницы перезахоронены в Ротонде выдающихся деятелей.
Литература
- The true poetry: the art of Mara Izquierdo/ Elizabeth Ferrer, ed. New York: Americas Society Art Gallery, 1997 (каталог выставки)
- Mara cumple 100 aos: retratos memoriosos de los amigos de Mara Izquierdo /Claudia Burr, ed. Mxico: Ediciones Tecolote, 2002 (сборник текстов и иконография, к столетию художницы)
- Un arte nuevo: el aporte de Mara Izquierdo = A new art: the contribution of Mara Izquierdo/ James Oles a.o., eds. Mexico: Universidad Nacional Autnoma de Mxico, 2008 (каталог выставки)