Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Иванова, Изабелла Николаевна: биография

Распевание и работа над вниманием и нюансами

Затем начинался второй этап, распевание. Сперва альты и басы: альты от «ля» малой октавы, басы — от «ля» большой октавы. С «до» первой октавы включались партии сопрано и теноров. На «ми» первой октавы прекращали петь басы, а альты — на «ми» второй октавы. Тенора и сопрано продолжали, соответственно, до «ля» первой и «ля» второй октавы. Затем упражнение пропевалось в обратном порядке. Во время распевания хористы учились округлять гласные звуки «а», «е», «и», «у», правильно формировать звук, овладеть певческим дыханием. Большое внимание уделялось обработке согласного «р» в сочетании с гласными. Для этого использовали упражнения-скороговорки типа: «вез корабль карамель, посадил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели». Особое внимание уделялось распеванию канонов, гармонических последовательностей на четыре голоса («Со вьюном я хожу» Римского-Корсакова, «Где-то еле слышно колокольчики-бубенчики звенят» В.Соколова и др.). Для выработки внимания применялся такой прием: хор пел какое-либо упражнение, и в самом неожиданном месте дирижер давал знак остановки: надо было замереть именно в этот миг. Нюансы также отрабатывали в первом цикле репетиции: от пияно к сфорцандо, затем вновь до двух пиано, потом на крещендо до фортиссимо.

Работа над произведениями

Остальное время, примерно два часа, посвящалось собственно разучиванию новых произведений и повторению старых. Сначала мужская и женская части хора занимались раздельно, каждая часть – со своим хормейстером, причем с мужчинами занимался мужчина, а с женщинами – женщина. Важен был «живой» пример хормейстера, профессионально владеющего вокальной техникой. Во второй половине репетиции все партии хора соединялись и начиналась работа над общим строем, которую проводил художественный руководитель вместе с пианистом. Для выработки чистоты интонации неоднократно повторялись трудные для интонации места в той или иной партии (например, хроматизм), в замедленном темпе выстраивались аккорды. Одновременно шла работа над дикцией, и после этого - «отточка» нюансов. Важный метод работы - пропевание разучиваемого произведения с закрытым ртом (например, басы пели текст, а остальные – с закрытым ртом) и наоборот. Если мелодию называют сердцем вокального произведения, то дикцию – его душой. Слушателю далеко небезразлично, о чем рассказывает хор. А передать содержание может лишь отличная дикция. Работу над четким и ясным произношением текста велась ежечасно, ежеминутно. В ритме разучиваемого произведения текст «проговаривался»: все слова на одной высоте, при этом каждая буква утрировалась, окончания слов на согласные «т», «р», «п», «б» подчеркивались. Художественная отделка произведения занимала почти треть (а иногда и больше) времени общей работы над ним. Особенно трудно было добиться в самодеятельном хоре тихого звучания пиано. Для этого использовалась такая методика: сначала хор пел с закрытым ртом, в уме произнося текст, затем хор пел уже сам текст, в той же силе звучания, что и с закрытым ртом. Благодаря этому полнокровнее звучало и форте.

Репертуар

Вместе с хором Изабелла Николаевна Иванова работала с большим и разнообразным репертуаром, в который входили и двухголосные песни, и восьмиголосные всемирно известные музыкальные шедевры a capello. Хор текстильщиков с большим вкусом исполнял произведения a capello П.Чайковского («Ночевала тучка», «Не кукушечка»), О.Лассо («Эхо»), В.Калинникова («Жаворонок», «Зима»), В.Шебалина («Зимняя дорога»), В.Мурадели («Ответ на послание декабристов»), АПескова («Баллада о солдате»), А.Пахмутовой («Песня-сказ о Мамаевом кургане»). Исполнялись произведения и с местным симфоническим оркестром: «Сцена под Кромами» из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», кантата "Весна" С.Рахманинова, фрагменты из оперы «Вадим» Г.Крейтнера и т.д. Особое место в репертуаре коллективов, которыми руководила И.Н.Иванова, занимали песни о родном крае, об Иваново. Огромной теплотой и непередаваемым лиризмом проникнуто исполнение Хором текстильщиков "Песни об Иваново" (музыка С.Охомуша, слова А.Крючковского), произведения, которое во второй половине XX века стало неофициальным гимном Родины Первого Совета.

Значение творчества

Изабелла Николаевна Иванова на протяжении почти четырех десятилетий проводила кропотливую работу по вовлечению простых ивановцев в академическое музыкальное творчество. Она воспитала огромную плеяду музыкантов-хормейстеров высокого класса, передала своим воспитанникам навыки и знания лучших хоровых музыкальных традиций. Её усилиями хоровая музыка стала популярной в текстильном рабочем городке, ивановцы активно приобщались к музыкальному классическому наследию. "Прекрасный педагог, тонкий музыкант, чуткий, интеллигентный человек - таких людей, как Изабелла Николаевна, на свете мало, и их нельзя не помнить" - сказал, открывая концерт, посвященный 80-летию И.Н.Ивановой, её ученик, руководитель камерного хора "Шереметев-центра" ИГХТУ Евгений Бобров.

Дискография

  • «Участники художественной самодеятельности г. Иванова и Ивановской области», Фирма «Мелодия», винил, моно,

Д 20457-58, 1967 г.

  • «Академический хор текстильщиков г. Иваново, худ. руководитель И. Иванова», Фирма «Мелодия», винил, моно, 33Д 24125,1969 г.

Ссылки

  • Сайт «Моё Иваново». Пасхальный хоровой концерт, посвященный 80-летию И. Н. Ивановой
  • Изабелла Николаевна Иванова, творческий вечер 29 апреля 1999г в честь 70-летия на YouTube

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ