Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ибрагимов, Абдурашид Гумерович

Ибрагимов, Абдурашид Гумерович

Литературоведы

23 апреля 1857 - 17 августа 1944

татарский мусульманский имам, кади , проповедник и публицист


Абду-Рашид Гумерович Ибрагимов (тат. Габдршит Ибраимов, сибтат. птршит Ипраимов; 23 апреля 1857, Тара, Тобольская губерния — 17 августа 1944, Токио) — татарский мусульманский имам, кади (судья), проповедник и публицист. Сторонник идей панисламизма, которые распространял начиная с 1908 года, опираясь на поддержку Японии.

Биография

Вышел из семьи тарских городовых бухарцев. Был брат Измаил. После окончания общеобразовательной школы А. Ибрагимов, в возрасте 22 лет, отправился изучать ислам в различных медресе Казахстана и Поволжья. В 1878 году Ибрагимов продолжил своё образование в Медине, бывшей тогда центром движения ваххабитов. Вернулся в Россию в 1885 году.

В молодости А. Ибрагимов придерживался идей джадидизма, исламского реформистского движения, возникшего в среде татарской интеллигенции Поволжья во 2-й половине XIX века. После 1890 года джадидизм приобретает также политическую составляющую. А. Ибрагимов, ведший антицаристскую пропагандистскую работу с позиций панисламизма среди мусульман России, ставил своей целью освобождение всех мусульманских народов от любого вида колониального угнетения со стороны «неверных». В этой ситуации Япония, давний конкурент России на Дальнем Востоке — как и Османская империя на западе — являлась естественным союзником панисламистов. Быстрое индустриальное восхождение Японии восхищало его — как и многих других антиимпериалистически настроенных националистов Востока. Рассчитывая создать единый антироссийский мусульманский фронт действий, Ибрагимов в 1897 году посещает Османскую империю.

В 1898 году получил право участвовать в выборе гласных Тарской городской думы на второе четырёхлетие 1898—1902 годов.

В 1902 году получил право участия в выборе гласных Тарской городской думы на третье четырёхлетие 1902—1906 годах.

В 1902 году Ибрагимов, став для Турции неудобной фигурой, получил указание султана Абдул-Хамида II покинуть Османскую империю. В 1902—1903 годах он впервые посещает Японию, где участвовал в антирусской пропаганде. В связи с этим Ибрагимов, по требованию российского консула в Японии, был из этой страны выслан. Прибыв в 1904 году в Стамбул, он был там арестован, передан российскому консулу и отправлен под охраной в Одессу. На рубеже 1905—1906 годов Ибрагимов был выпущен на свободу. Будучи ранее членом правления мусульманской общины Оренбурга, он становится одним из руководителей движения Иттифак аль-Муслимин и организатором ряда мусульманских конгрессов. Был проповедником идеи объединения суннитов и шиитов. На Первом всероссийском мусульманском конгрессе в Нижнем Новгороде главным соперником А. Ибрагимова был Гаяз Исхаков.

В 1906 году получил право быть выборщиком от Тарского уезда в Государственную думу Российской империи, однако в 1907 году был устранён от выборов и привлечён к суду, как редактор прогрессивной мусульманской газеты. Отбывал наказание.

В 1908 году Ибрагимов во второй раз отправился в Японию, в феврале-июне 1909 года жил в Токио. Установил многочисленные контакты с представителями местных националистических обществ как из чиновничества, так и из кругов, близких к правительству Японии. Особо тесными они были с ультранационалистическим обществом Кокурюкай (Амурский союз, в Англии известный больше как Общество чёрного дракона), возникшим перед русско-японской войной 1904—1905 и проводившим антизападную, пан-азиатскую политику поддержки экспансии Японии на азиатском материке.

Возвращение А. Ибрагимова в Стамбул финансировалось японским обществом Адзия Гикай (Азия, проснись!) и длилось целый год, так как его маршрут проходил через важные мусульманские центры Китая, Британской и Нидерландской Индий. В этой поездке он встретился с одним из первых японцев, принявших ислам, с Ямаока Котаро (1880—1959), также членом Кокурюкай, ставшим себя отныне именовать Ёмер Ямаока. Вдвоём они совершили паломничество в Мекку.

В 1910 году, когда А. Ибрагимов прибыл в столицу Турции, у власти там находились младотурки, воспринявшие идеи этого, ставшего уже известным агитатора и проповедника, положительно. Ибрагимов получил одобрение от местного улема и связанных с ним организаций. Свои наблюдения о положении в Восточной Азии он изложил в работе Alem-i-slam ve Japonya’da ntiar- slamiyet (Исламский мир и распространение ислама в Японии), где с большим оптимизмом говорил о возможной исламизации японцев. В последующие годы Ибрагимов издавал в Стамбуле несколько исламских журналов (Srat- Mstakim, Tearf-i Muslimin), где публиковался также и японский мусульманин Ямаока. Сын Ибрагимова занимался распространением идей отца в России: в Казани он издаёт исламский журнал. Сам же А. Ибрагимов любил выступать с речами, зачастую имевшими вид проповедей, в которых агитировал за панисламистский единый фронт. Со временем поняв, что защищаемые им идеи не имеют широкого признания, Ибрагимов сблизился с пантюркистом Энвером-пашой и пытался распространять его идеи среди татарских эмигрантских кругов в Турции. Для подобной же пропагандистской (подрывной) работы в России ширмой служило Татарское благотворительное общество. В 1913 году Ибрагимов стал главным редактором и издателем газеты slam Dnyas., выпустив её 27 номеров.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ