Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Зоя (византийская императрица): биография

Описывая события при византийском дворе, Пселл выступает «не столько историком, излагающим и организующим материал действительности, сколько своеобразным режиссёром драмы на историческую тему». Это проявляется в его художественной манере изложения, при которой теряется дистанция между автором и героями, между прошлым и настоящим (например, при описании отношений Константина IX и Марии Склирены он местами переходит к описанию жизни Зои, делая при этом подобные оговорки: «Расскажу о ней подробней, пока самодержец блаженствует со своей севастой» или «Доведя до этого места повествование о царице, снова вернёмся к севасте и самодержцу и, если угодно, разбудим их, разъединим и Константина прибережём для дальнейшего рассказа, а жизнь Склирены завершим уже здесь»).

Отдельные события из жизни императрицы Зои описаны и другими византийскими хронистами: например, сведения о них содержатся в «Обозрении истории» Иоанна Скилицы и «Хронике» Константина Манассии. Французский византинист Шарль Диль посвятил Зое одну из глав своих «Византийских портретов». События восстания в апреле 1042 года, приведшего к самодержавному правлению Зои, рассмотрены академиком Г. Г. Литавриным. Другие специальные работы, посвящённые именно Зое, отсутствуют.

Образ в искусстве

  • Изобразительное искусство:

Изображения императрицы Зои известны по монетам, миниатюрам в рукописях («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, «Хроника» Константина Манассии, фронтиспис синайского сборника проповедей Иоанна Златоуста).

Наиболее известным её изображением является мозаика с вотивным образом императрицы Зои и Константина IX Мономаха перед Спасителем на престоле, находящаяся в южной галерее собора Святой Софии в Константинополе. Мозаика в современном виде была создана в 1042—1056 годы и изображает Зою в тяжёлых орнаментированных императорских одеждах, держащую в руках хрисовул с надписью «потомок Константина», который, по одной версии, содержал перечисление даров собору, а по другой — являлся свитком Священного Писания, верность которому императорская чета подтверждает своей деятельностью.

Первоначально на мозаике Зоя была изображена со своим вторым мужем Михаилом IV, но после свержения Зои в 1042 году императором Михаилом V, вероятно, изображение Зои было уничтожено. Вернувшись к власти и выйдя замуж за Константина IX, Зоя восстановила своё изображение и заменила образ Михаила IV изображением нового супруга (переделка мозаики коснулась только изображения головы). В этот же период был восстановлен лик Иисуса Христа, уничтоженный ранее по неизвестным причинам. Предполагают, что это было сделано для достижения стилистического единства либо Зоя потребовала от мастера, чтобы лик Христа был обращён на неё, а не на императора (последнее предположение является сомнительным).

Эмалевое изображение Зои также присутствует на короне Константина IX наряду с портретами самого Константина, Феодоры, аллегориями Правды и Смирения и изображениями двух танцовщиц. Корона была подарена императором Константином венгерскому королю Андрашу I ко дню коронации его и его супруги Анастасии, дочери Ярослава Мудрого. На золотой пластине короны в технике перегородчатой эмали Зоя изображена анфас в полный рост в императорских одеждах. Её изображение обрамляет растительный орнамент с птицами, имеющий сходство с произведениями исламского искусства.

  • Художественная литература:
  • Пол Андерсон. «Last Viking» (1980; не переведён). Авантюрно-историческая трилогия: в части первой («Золотой Рог») главный герой Харальд Суровый в 1030-х годах служит телохранителем императрицы Зои.
  • Майкл Эннис (Michael Ennis). «Byzantium» (1989; не переведён). Ещё одна книга о викинге Харальде Смелом, телохранителе императрицы Зои.

Комментарии

  1. Возможно, невестой была её сестра Феодора.
  2. Об отказе Феодоры сообщают Скилица и Зонара.
  3. Следует отметить, что в брак порфирородные принцессы вступали в возрасте 12—14 лет. За 3 года до того начиналась подготовка к будущему высокому сану. Девочек обучали чтению и письму, обычаям и этикету дворца, дипломатии и политике, а кроме того — таким чисто женским занятиям, как ткачество, прядение, умение разбираться в нарядах и драгоценностях, а также управлению огромным штатом евнухов и слуг (Carolyn Loessel Connor. Women of Byzantium. — Yale University Press, 2004. — P. 216. — 396 p. — ISBN 0300099576.).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ